Прокуратура защитила "зайцев" Возбуждено уголовное дело в отношении начальника Московской железной дороги

Прокуратура Москвы возбудила уголовное дело в отношении начальника Московской железной дороги (МЖД) Владимира Старостенко. Ему инкриминируется злостное невыполнение решения суда, в соответствии с которым МЖД должна была прекратить практику автоматической проверки билетов на пригородных направлениях при выходе с платформы. Поскольку железнодорожники не собираются демонтировать установленные на станциях и вокзалах турникеты, Владимир Старостенко может лишиться должности или даже угодить в тюрьму.

Первые турникеты появились на московских вокзалах в 1999 году. К сегодняшнему дню ими оборудованы все станции Москвы и 20 пригородных платформ. Ни войти, ни выйти с них невозможно без билета, причем при выходе с безбилетников взимается штраф. Как рассказали "Известиям" в прокуратуре, законность установки турникетов при выходе с платформы вызвала сомнения еще три года назад.

- Мы провели проверку и выяснили, что отсутствие беспрепятственного выхода с платформ нарушает ряд норм российского законодательства, - рассказала "Известиям" старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Московской транспортной прокуратуры Татьяна Чайко. - Во-первых, нарушается Закон о защите прав потребителей, поскольку пассажир не может отказаться от услуги и вернуть свои деньги до того, как эта услуга получена. Во-вторых, нарушены нормы противопожарной безопасности. К тому же статус пассажира нигде не был прописан, и таковым мог считаться только человек, находящийся в вагоне. И проверять у него билет можно только в вагоне - это должен делать контролер. Но не секрет, что многие контролеры, вместо того чтобы штрафовать безбилетника, берут с него небольшую сумму, которую просто кладут в карман. И вместо того чтобы бороться с такими контролерами, МЖД принялась ограничивать права пассажиров.

По словам Татьяны Чайко, на неоднократные предупреждения руководство МЖД никак не реагировало. В апреле 2001 года Мосгорпрокуратура направила заявление в Мещанский суд. Прокуратура требовала признать недействительной "Временную технологию организации работы вокзалов и остановочных пунктов в условиях автоматизированного контроля проездных документов".

Тяжба длилась более двух лет. Поначалу Мещанский суд Москвы прокуратуре отказал. Это было в августе 2001 года. Однако спустя два месяца Мосгорсуд отменил это решение и направил дело на новое рассмотрение. В январе 2002 года тот же Мещанский суд заявление Мосгорпрокуратуры удовлетворил, и это решение поддержал Мосгорсуд.

Исполняя решение суда, железнодорожники "Временную технологию" отменили, но выпустили новый документ, регламентирующий контроль проездных документов. Турникеты остались на месте. В сентябре прошлого года зампрокурора Москвы подал в Мещанский суд заявление, требуя отменить и новую систему. И в октябре требования прокуратуры были удовлетворены в полном объеме.

Это решение суда уже вступило в законную силу. Попытки МЖД обжаловать его ни к чему не привели. Однако железнодорожники пошли другим путем. Весной Госдумой был принят Устав железнодорожного транспорта России, в котором определяется статус пассажира. В соответствии с этим документом пассажиром признается не только тот, кто едет, но и тот, кто стоит на перроне. В июне МЖД подала заявление в Мещанский суд, требуя пересмотреть дело в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Суд это заявление отклонил, и 19 августа железнодорожники подали в суд надзорную жалобу на этот отказ.

Возможно, невыполнение решения суда Московской железной дорогой связано именно с надеждами на новое рассмотрение дела. Однако, несмотря на вновь поданные иски, исполнительное производство в отношении МЖД не прекращалось.

- Мы предприняли все действия, предусмотренные законодательством, - заявила "Известиям" начальник второго отдела Службы судебных приставов Центрального округа Москвы Ольга Смирнова. - Сначала руководству МЖД было вынесено предупреждение, затем, когда увидели, что решение не выполняется, взыскали штраф. Через какое-то время - еще один штраф. И уже после этого переправили материалы для возбуждения уголовного дела. Мы понимали, что демонтаж турникетов - мероприятие очень дорогое. Тем более что еще не известно, чем все закончится, и не придется ли их ставить обратно. Но руководство дороги не предприняло никаких действий. Можно было хотя бы отключить турникеты, сделав выход пассажиров беспрепятственным. Но даже этого сделано не было.

Сами железнодорожники считают все претензии безосновательными. Своей технологией обилечивания они гордятся и готовы ее защищать до последнего.

- Мы не будем комментировать возбуждение уголовного дела, - заявил "Известиям" начальник пресс-службы МЖД Василий Буланцев. - Вся ответственность за это решение и распространение информации в СМИ пусть лежит на прокуратуре. Для нас же вопрос о новой технологии предельно ясен: человек должен платить за поездку на электричке. После введения новой технологии доходы от перевозок увеличились втрое. Только за две недели сентября с помощью турникетов было выявлено более 52 тысяч безбилетных пассажиров.

Мнение самого начальника МЖД Владимира Старостенко по поводу возбужденного уголовного дела выяснить вчера не удалось. Если дело дойдет до суда и он будет признан виновным, то ему грозит отстранение от должности, лишение права занимать определенные должности в течение пяти лет, а также арест до шести месяцев или даже лишение свободы на срок до двух лет. Все эти меры наказания предусмотрены статьей 315 Уголовного кодекса, по которой возбуждено дело. Однако даже если вопрос по поводу турникетов начальнику МЖД удастся решить, то не исключено, что в недалеком будущем его ждут новые встречи с представителями прокуратуры. Как сообщила "Известиям" Татьяна Чайко, прокуроры сейчас проводят проверку законности взимания залоговой стоимости за транспортные карты, продающиеся в железнодорожных кассах.

Владимир Демченко

Парламентарии Санкт-Петербурга признали обоснованным протест городской прокуратуры на закон "О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга".  »
Юридические статьи »
Читайте также