УАЗ возродится бумером смогут ли в Петербурге запустить реинкарнацию автомобилей?

Идея эта старая и придумана самой природой. Прах умерших превращается в животворный гумус. Из гумуса восходят ростки новых поколений. А если все это происходит на берегу реки Ганг, то не слишком хороший в прошлой жизни человек превращается в почти хорошего человека или в очень добропорядочную собаку (и тут еще нужно посмотреть, что полезнее). Нечто подобное происходит с автомобилями на Западе, и вот уже начало происходить у нас. Вот только когда автореинкарнация станет нормой, а не исключением? На этот вопрос должен ответить конкурс "Санитары железного города", стартующий в Петербурге 27 апреля.

Снова пионеры

Идея такая -- возродить традиционное искусство российских пионеров с пользой для капитализма. В течение целого месяца, до конца мая, всякий житель Петербурга сможет не только сдать на утилизацию старый ржавый автомобиль и получить 2500 рублей за тонну неживого веса (это если он сам авто до завода дотащит, а если не сам -- вычти транспортные расходы), но еще и стать участником конкурса. Войдет в первую тройку победителей в категории "Ветераны ВОВ, труда и блокадники" -- получит звание "Санитар железного города", 1,5 тысячи рублей и бутылку шампанского к Дню Победы. Среди частных лиц, не являющихся ветеранами, разыграют первый приз -- телевизор. Чиновникам районных администраций, лучше всех организовавших процесс, денег, конечно, не дадут, им не положено -- вместо этого грамоты, памятные знаки и безграничная благодарность своего народа.

Кстати, предприятиям и частникам, приволакивающим лом самостоятельно, будут еще и стикеры на стекла с таким званием клеить (по желанию). Они должны обеспечить уважение ГАИ и почести со стороны пролетающих мимо градоначальников.

Зачем все это нужно? Чтоб приучить народ сдавать автомобили на утилизацию. Выработать условный рефлекс санитара.

Кстати, совсем не обязательно именно авто сдавать -- с таким же успехом можно притащить на завод на Волхонском шоссе, 4, в Горелове старый холодильник, комбайн, стиральную машину.

Дикий, дикий west

Такая практика давно уже существует в Западной Европе. Вторичная переработка автомобилей и прочей бытовой техники -- основа мировой экономики. Старую технику в обязательном порядке сдают на утилизацию, и еще сами платят за это деньги. Это регулируется законом. Не сдашь, выкинешь во двор -- заплатишь штраф за загрязнение городской среды.

В этом году пошло новое веяние -- ответственность за утилизацию в странах ЕС хотят перевалить на производителей автомобилей. Такой закон вступит в силу в 2007 году. Автозаводы будут обязаны закладывать в отпускную цену новых автомобилей стоимость их утилизации, а по окончании срока эксплуатации -- принимать на переработку или как-то договариваться со специализированными предприятиями.

У России есть отличная предпосылка для налаженной утилизации -- традиция. Если что-то ломается, то это уже навсегда. Казалось бы -- вот оно, рациональное зерно. Сломал умывальник -- тащи на переплавку. Прохудилась коробка передач -- передай автомобиль генеральному старьевщику. Так нет же. Ничего подобного не наблюдается. По расчетам специалистов, в Петербурге так называемыми "подснежниками" в год становятся около 80 тыс автомобилей. В большинстве своем они так и остаются во дворах, не снятые с учета в ГИБДД.

Между прочим, эти автомобили учитываются как действующие, когда город создает очередной план развития дорожной сети. Страшно подумать, сколько лишних дорог строится! Уж лучше на те же деньги из бюджета построить пару кладбищ для ушедших на покой тарантасов. С мемориальными табличками и словами благодарности: "Перестав ездить, вы спасли мне жизнь".

Колет, рубит, режет

Положение начало меняться в постгорбачевскую эпоху. Уже никто не сможет сказать -- в России нет индустрии утилизации. Под Москвой работает завод для утилизации мобильников. Там морально устаревшие телефоны плющат и переплавляют на куда более полезные вещи. Под Питером работает завод, превращающий мусор в удобрения. И еще, страшно сказать, в России уже 3 (три!) завода для утилизации автомобилей, один из них под Петербургом -- в поселке Горелово. Три -- это куча или не куча? Понятно, что все относительно.

На 200 млн автомобилей в США -- 200 предприятий по утилизации, в России на 20 млн авто -- 3 завода. Всего лишь семикратное отставание. Сравнение, правда, не совсем корректное -- мы не знаем мощностей всех заводов. Но как бы то ни было -- сдвиги есть.

Завод под Петербургом (назвали его "Хетек") появился на 3,5 га, выкупленных у Кировского завода в его огромной промзоне в Горелове. Учредили завод товарищи из Прибалтики. Закупили немецкое оборудование для переработки крупного черного лома. Принцип работы простой -- ничего не плавится. Только рубится. Тонкий металл -- в так называемую шредерную установку, где огромное колесо с молотками перемалывает машины (холодильники и все прочее тонкостенное) в так называемую шихту -- спрессованные пачки пережеванного металла. Это уже очищенное, готовое сырье для металлургии. Шихту принимают преимущественно на Западе. Многим российским заводам предлагали. Но согласились единицы. Большинство российских металлургических заводов не знают, что такое шихта, или знают, но не имеют современного оборудования для плавки. Они предпочитают не идти легким путем и добывают металл по старинке -- из руды.

Толстый металл рубится на пресс-ножницах. Отличная вещь для утилизации старых труб канализации, что с реформой жилкомхоза высвободятся в огромных количествах. При мне на такой гильотине разрубили стоматологический станок. Было приятно -- сколько лет он издевался над людьми!

Завод для утилизации автомобилей и останков жилкомхоза под Петербургом пока один, но и он не используется на полную мощность, хотя объемы переработки растут (с 39 тыс тонн в 2002 году до 116 тыс тонн в 2004-м). Один автомобиль весит около тонны. Казалось бы, если Петербург может давать до 80 тысяч тонн автолома в год (по более скромным данным -- от 40 тысяч), его возможности как источника уже исчерпаны. Но ничего подобного. Автомобили в общем объеме переработки составляют пока меньше 10% (основная масса -- отходы предприятий и бытовая техника со свалок). То есть проблема сейчас не в утилизации, а в сборе.

Охотники на привале

Сбором автолома в Петербурге занимаются несколько небольших предприятий -- ЗАО "Спецавтотехника", ООО "СтарАвто", ЧП "ИВИС"... Их очень немного, хотя дело выгодное и начальные затраты не так уж велики -- погрузчик да грузовик.

Другое дело, что дело хлопотное. Машину, имеющую номерной знак, даже если она уже не выглядит как машина, нельзя просто так забрать. Надо сперва найти хозяина и уговорить его сняться с учета. А как его найти? Попробуйте позвонить в ГИБДД, назвать номер и спросить, кто хозяин. На такие вопросы там никто не отвечает. Единственный верный способ -- найти знакомого милиционера. Через него по номеру можно вычислить номинального хозяина. Потом с этим хозяином надо договориться. В общем, дело муторное. Тем не менее есть люди, которые с этой задачей справляются, -- отдельные частные предприниматели привозят на завод в Горелово до 50 тонн автолома в месяц (около 50 машин) и зарабатывают, соответственно, до 125 000 рублей ($4,5 тыс -- не хуже менеджера в инофирме). Хотите попробовать? Рискните. Возможно, это ваше призвание.

Кстати, собирая хотя бы по 5 машин в одну кучку (а в Петербурге есть такие естественные залежи), можно и не тратиться на собственный грузовик, кран, а просто пригласить машину с "Хетека". Без самовывоза примут, конечно, подешевле.

На самом деле в цивилизованном мире все это делается несколько иначе. Мелкие предприятия или частники собирают старые машины на специальные площадки, которые есть в каждом районе, а оттуда уже их вывозят на перерабатывающие заводы крупные предприятия, имеющие спецтехнику -- так называемые пресс-пакетировщики (это такая машина, которая прессует автомобили складывает их к себе в кузов).

Пресс-пакетировщики в Петербурге уже есть, есть даже крупное специализированное предприятие для массового вывоза автолома и реализации переработанного -- "Авантек". Уже даже директор ГУП "Спецтранс" Николай Мельников, чье основное дело совсем другое -- уборка снега с улиц, -- закупил для своего предприятия эвакуатор.

-- У меня эти "подснежники" уже вот где, -- говорит Мельников. -- Мы дворы не убираем, но их уже и на проезжей части полно. Пришлось принимать меры.

Тем не менее площадок для сбора автолома, можно сказать, что нет. Система только начинает зарождаться, встречая скрытое сопротивление районных администраций. Никто не говорит, что лом собирать не надо. Но что-то делают для этого считанные единицы.

Один из известных энтузиастов охоты на "подснежники" -- председатель комитета по благоустройству Владимир Антонов. В бытность свою главой Центрального района он каждую весну устраивал облавы. Сейчас в Центральном адресная программа на каждый год (сведения о "подснежниках" во дворах сдают сами жители, им автохлам мешает гулять с собачками), администрация организует вывоз при помощи мелких предприятий. А еще делается так -- жители дают наводки домоуправлениям, те выходят на милицию, участковые составляют акт о бесхозности автомобиля, а это практически и есть -- санкция на вывоз.

В Красногвардейском районе частная фирма по договору с комитетом по благоустройству вывозит автолом на площадку в Ржевке, организованную "Хетеком". В Московском -- договор с заводом лежит, площадку обещали, но на этом все заморозилось. В Красносельском и других районах -- полнейшее бездействие. Есть надежда, что теперь, став председателем комитета по благоустройству, Владимир Антонов займется своим любимым видом охоты уже в масштабах города.

-- Конечно, старые машины надо вывозить и надо реализовывать общегородскую программу на эту тему, -- рассказывает Владимир Степанович. -- Я только опасаюсь, что сейчас под шумок их начнут воровать, прикрываясь каким-нибудь городским постановлением. В Москве уже есть такие случаи. Причем воруют новые машины! Приезжают люди с эвакуаторами, замаскированные под официальную организацию, в форме даже. Забирают машину якобы на штрафстоянку, потому что действительно правила нарушила. А потом обнаруживается, что до стоянки она и не доехала. Машинка тю-тю.

И все-таки оно поехало

Разработку городской программы авторециклинга одобрил вице-губернатор Олег Виролайнен. Делать ее будут специалисты с завода в Горелове совместно с городским правительством. Что это за зверь такой -- никто пока рассказывать не хочет, ссылаясь на то, что разработка только началась. Но догадаться можно -- очевидно, будет примерно то, о чем мы уже рассказали, -- кучкование по районам, централизованный вывоз. Ну и, понятно, система пряников (месячники по сбору автолома дают неплохой всплеск) и кнутов.

Теоретически кнут давно уже имеется. В мае 2003 года ЗакС Петербурга принял, а губернатор Яковлев подписал Закон "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге", по которому хранение разукомплектованного транспортного средства вне специально отведенного для этого места влечет наложение административного штрафа. На частных лиц -- в размере от 1 до 25 МРОТ, на должностных лиц -- от 5 до 50 МРОТ, на юридических лиц -- от 100 до 500 МРОТ. Но закон так и не заработал, поскольку там не прописано, с какого момента автомобиль можно считать разукомплектованным. Если у владельца, пока он спал, украли колесо, можно ли брать с него штраф? Ясно, что депутаты с Яковлевым что-то недоработали.

Еще предпринимались попытки провести через Госдуму законопроекты об обязательной утилизации автомобилей на территории всей РФ, но все они наталкивались на тайное сопротивление думцев. Кажется, я начинаю понимать, кто у нас основной владелец "подснежников". Трудно ли позабыть в петербургском сугробе "Ауди-100" лохматого года, когда в Москве ездишь на А6.

И все-таки будущее видится лазоревым и золотистым. В 2005 году планируется построить еще одну точку утилизации автомобилей -- на севере города, а в перспективе -- минимум пять таких точек. В идеале система авторециклинга мне представляется так -- сходят с конвейера новенькие автомобили и сразу в лапы экскаваторов, а оттуда -- на утилизацию. Переплавка -- и на велосипеды. И никаких вам проблем с ОСАГО, техосмотром и ДТП.

Алексей Орешкин

Какой депутат не любит быстрой езды!  »
Юридические статьи »
Читайте также