Попробуй не дышать Автомобиль - не роскошь, а средство загрязнения

То, что мы живем в настоящем мегаполисе, ясно, наверное, любому. До небоскребов пока что дело не дошло, а вот до прочих признаков - вполне. Рекламные щиты, толпы прохожих, потоки автомобилей, пробки. И, как следствие, высокая загрязненность воздуха.

Именно как следствие, потому что "доля выбросов от автотранспорта, с учетом индивидуального транспорта, в валовом выбросе загрязненных веществ в целом по городу составляет более 70%". Говоря человеческим языком, большая часть гадости, которой мы дышим, попадает в воздух "благодаря" автомобилям. И это факт. Специалисты из Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности утверждают: для Северной столицы наиболее актуальными являются проблемы загрязнения воздуха именно выбросами от автотранспорта. Бороться с этим, на первый взгляд, все равно что бежать впереди паровоза: за последние десять лет городской автопарк вырос почти в три раза. И неуклонно продолжает расти. Сегодня в Петербурге полтора миллиона машин. Из них личный автотранспорт составляет больше 60% - 970 тысяч. Питер, конечно, не Москва, где автопарк разросся до трех миллионов, тем не менее, ситуация мягко говоря, напряженная.

Таблица Менделеева

Как и положено мегаполису, Санкт-Петербург "дышит" всякой пакостью: в нашем воздухе присутствуют разнообразные вредные примеси: оксид и диоксид азота, бенз(о)пирен, диоксид серы, оксид углерода, формальдегид, фенол, этиленбензол - в общем, таблица Менделеева во всей ее красе. Уровень загрязненности атмосферного воздуха Санкт-Петербурга обусловлен в основном повышенными концентрациями фенола, диоксида азота, аммиака. Имеет место высокий процент превышения проб по бенз(о)пирену. А основной источник выделения этого вещества в воздух - как раз таки автотранспорт. При этом нужно учитывать тот факт, что автомобиль, как принято говорить, является "низким источником" - выбросы загрязненных веществ производятся на уровне дыхания человека. Дым промышленных труб тоже субстанция не особо полезная, но он, по крайней мере, высоко. А здесь все рядом. Встал на оживленном перекрестке в час пик, минут пять повдыхал ароматы-миазмы и отравился.

Понятно, что загрязненность воздуха в городе распространена неравномерно: чем больше поток проходящего транспорта, тем она выше. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 2003 году, например, в лидерах оказались Московский, Петроградский, Приморский, Калининский, Невский и Центральный районы. Данных за прошлый год у нас нет, но, судя по всему, ситуация не слишком изменилась. Там, где имеются магистрали с интенсивным движением, там плохой воздух. Хотя жителям остальных районов расслабляться не стоит. Возьмем, к примеру, Юго-Запад Санкт-Петербурга. Цитируем сайт одного из городских агентств недвижимости (люди подошли к делу ответственно - предлагают жилье, что называется, с открытым забралом):

"Загрязненность атмосферного воздуха. Очень сильная: район станции метро "Автово", сильная -район станции метро "Проспект Ветеранов", Ленинский проспект, проспект Маршала Казакова, район улиц Солдата Корзуна и Стойкости. В остальной части района ситуация удовлетворительная". Даже если это и не совсем так, характеристика показательная - перечислены либо крупные магистрали, либо станции метрополитена, у которых, как известно, машин всегда много.

Чем хуже, тем лучше?

Подобная ситуация с загрязненностью в Петербурге была, конечно, не всегда. Не берем в расчет времена конных экипажей, потому как навоз по вредности выхлопным газам все-таки уступает. Появление автомобилей в советские времена сильно картину не ухудшило - машин тогда было немного, и значительно больший вред атмосфере наносили промышленные предприятия. В последние же двадцать лет динамика загрязненности воздуха такова: с 1982 года имела место тенденция уменьшения выбросов, что было связано с уменьшением количества работающих предприятий, введением в эксплуатацию большого количества очистных сооружений. На протяжении целого десятилетия (со второй половины 80-х до второй половины 90-х годов) наблюдалось понижение содержания практически всех атмосферных примесей. Оно понятно: время было смутное, предприятия закрывались одно за другим, автомобили в большом количестве в город пока еще не хлынули. "Упадок" кончился в 1995-м. Связано это как раз с ростом выбросов от автотранспорта. Получается, что кризис экономики позитивно воздействует на экологическую обстановку. И соответственно наоборот. Возникает закономерный вопрос - неужели ничего нельзя изменить? Можно.

Ограничим въезд!

Согласно Генеральному плану развития Санкт-Петербурга, принятому в июле прошлого года, цель градостроительного развития города - создание комфортной пространственной среды, удобной для петербуржцев и привлекательной для деятельности и последующего проживания будущих горожан. Опять же, если перевести на доступный для понимания язык, выходит, что жить мы должны с комфортом. Пока что все с точностью до наоборот - если судить, к примеру, по численности населения. Оно убывает, и это известно всем. В 2002 году в Санкт-Петербурге постоянно проживало 4596,2 тысячи человек, в 2003-м - уже 4564,8 тысячи. Основной причиной такой динамики называется естественная убыль. Тем более, как принято считать, город у нас старый... Удивительно, но это вовсе не так: по численности пенсионеров Северная столица занимает лишь 37 место по стране! Вот вам и "стареющий" город. Так что жить здесь, выходит, не слишком комфортно. И по вине автомобилей тоже.

Что же планируют предпринять городские власти? Среди прочих мер, направленных на охрану атмосферного воздуха, значатся:

1. Ограничение въезда и парковки автомобилей в центре города.

2. Защита жилой застройки от выхлопных газов зелеными насаждениями.

Пункт второй особенно занятно смотрится в контексте уплотнительной застройки, но по крайней мере не вызывает вопросов - как это реализовать, можно себе представить. А вот первый пункт действительно поражает воображение. И прежде всего самих автовладельцев. Если сделают въезд в центр платным, самая большая пробка, шутят водители, возникнет на границе платного въезда - машины оставлять будут именно там. Картина свободного от пробок Невского, несомненно, будоражит сознание, но радикально ситуацию эта мера не изменит. Почему? Вот факторы, влияющие на качество атмосферного воздуха:

1. Рост автопарка.

2. Увеличение объемов перевозок в Финляндию и Эстонию.

3. Медленное развитие транспортной инфраструктуры.

4. Отсутствие КАД.

5. Низкие экологические характеристики производимых в России автомобилей.

Первые два пункта остаются неизменными; кольцевая дорога пока что отсутствует. Зато транспортная инфраструктура действительно развивается и улучшается. Что до "производимых в России автомобилей", здесь мы бессильны и повлиять ни на что не можем. А написать "покупайте новые иномарки" - за это можно и по шее получить: откуда у людей средства? Тем более что иномарка должна быть в пристойном состоянии, а не пятнадцатилетней давности. Это, кстати, большая проблема: в России, и в Петербурге в том числе, огромное количество старых, подержанных импортных автомобилей, которые "там" никто не стал бы эксплуатировать. По крайней мере, в том состоянии, в котором они ездят по нашим улицам: постоянно ломающиеся, чадящие всеми цветами радуги. И интенсивно загрязняющие воздух. Зато эти автомобили не в пример отечественным качественно сделаны. И стоят вполне терпимо. Поэтому их и покупают.

Ходите пешком

В общем, получается, что для более-менее терпимого существования в Петербурге рост автопарка должен остановиться, КАД и всевозможные путепроводы должны быть построены, а наши автомобили должны соответствовать нормам. Симпатичная картина. Может, оно когда-нибудь и случится. Однако не стоит забывать: каким бы цивилизованным не был мегаполис, он все равно останется МЕГАПОЛИСОМ - в том смысле, что за идеально чистым воздухом лучше сразу ехать в глухую деревню. К тому же - и это вопрос времени - мы еще не "наелись" автомобилями, не привыкли к ним, не осознали: машина - всего лишь средство передвижения. Когда болезнь роста пройдет и автомобиль будет таким же привычным предметом повседневности, каковым, к примеру, стал сотовый телефон, тогда люди перестанут даже "в булочную ездить на машине". Пока мы, как всегда, отстаем от остального мира. Крупные города Европы вовсю сокращают использование личного автотранспорта для поездок по городу в пользу всех видов общественного транспорта. Кроме того , активно создаются "зеленые коридоры", велодорожки и пешеходные зоны. Нам до этого, увы, далеко.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Рост болезней дыхания в Петербурге специалисты связывают именно с плохим качеством воздуха. В структуре детской заболеваемости болезни органов дыхания составляют 61 процент (болезни миндалин, пневмония, бронхиальная астма). У подростков этот показатель - 45 процентов, у взрослых - 33.

Кроме выхлопных газов в "чистом" виде, воздух сильно загрязняет пыль, - так же, кстати, связанная с автомобилями. В первые месяцы после таяния снега песко-соляная смесь, которой посыпаны дороги, в компании осевших выхлопных газов вместе с ветром поднимается в воздух.

Игорь Кузьмичев

Аудиторам и так хорошо Они не видят смысла в реформе рынка  »
Юридические статьи »
Читайте также