Будет и на вашей улице эвакуатор Кто и сколько зарабатывает на принудительной эвакуации наших автомобилей

На Невском и Лиговском проспектах последние две недели хозяйничали эвакуаторы. Хотя прошлогоднее постановление правительства РФ, разрешающее эвакуировать на штрафстоянку не там припаркованные машины, заработало в Петербурге два месяца назад, именно в октябре гаишники и эвакуаторы развернулись.

Кто увозит?

Административный кодекс запрещает инспекторам ГАИ принудительную эвакуацию автомобилей. Но в декабре прошлого года правительство РФ специальным постановлением разрешило ее за нарушение правил стоянки. В Москве за припаркованные машины взялись сразу, а в Петербурге потребовалось еще 9 месяцев, чтобы разработать тарифы на услуги эвакуатора и место на штрафстоянке.

Наблюдатели уже подсчитали месячный "удой" петербургских фирм, предоставляющих услуги по эвакуации (своих эвакуаторов ГАИ не хватает). Забирая машину с площадки, автовладелец вынужден оплачивать услуги эвакуатора - 2927 рублей и место на стоянке - 12 рублей в час, начиная с четвертого часа. (Кстати, в Москве за услуги эвакуатора берут по 1800 рублей, но час стоянки там оценивается в 50 рублей с легкого автомобиля. Действует, как и у нас, правило о трех бесплатных часах пребывания на штарфстоянке. В других городах тарифы еще мельче: 300 - 500 рублей за эвакуатор и 10 рублей - за час стоянки).

За день с Невского и прилегающих улиц, по данным ГАИ, утаскивается в среднем по 30 машин - значит, месячный заработок шести "аккредитованных" фирм, владеющих 60 эвакуаторами, составил 90 тысяч долларов. Коллеги приняли эти показатели близко к сердцу и даже затеяли купить в складчину пару эвакуаторов, но прежде отправили меня в коммерческую разведку.

Как выяснилось, на эвакуации с Невского обогащается одна и та же - ближайшая к центру штрафстоянка на улице Шаумяна, дом 1. Владеющее ею предприятие - ЗАО "Городской центр "Спецавтотехника" имеет договор с компанией "ЛАТ". В "ЛАТе" мне сказали, что взимаемые с водителя 2927 рублей, оказывается, делятся между стояночниками и эвакуаторщиками - стояночникам идет 1350 рублей с каждой штрафной квитанции, а эвакуаторщикам - только 1577.

Вообще в воспитании питерских водителей принимают участие полтора десятка организаций. Ассоциация спецплощадок (АСП) предоставила свой информационный центр с общим телефоном 001, больше известный как телефон того же "ЛАТа". Говорят, что информация в центр поступает мгновенно, едва эвакуатор стартует с Невского - и одновременно сообщение об эвакуации машины номер такой-то появляется на сайте http://www.asp.su

Ассоциация спецплощадок получает заявки от ГАИ на эвакуацию и участвует в составлении статистических отчетов. Следующий участник цепочки - шесть фирм, владеющих стоянками. Места под эти стоянки взяты у города в краткосрочную аренду. Тендера среди стоянок, мечтающих стать штрафстоянками, в Петербурге не проводилось. Чиновники объясняют это тем, что конкурс надо проводить, когда привлекаются бюджетные средства, а в Петербурге, в отличие от Москвы, борьба с автомобилями идет без участия бюджета.

Почему так дорого?

- И все-таки: за что такие деньги? - спросила я директора Ассоциации спецплощадок Бориса Вьюшкина.

- Давайте сначала определимся с терминами. Эвакуация - это когда принимаются меры, чтобы человек или машина покинули опасное место. Эвакуация - это спасение, а не принудиловка. Если машину помещают на стоянку за то, что водитель нарушил правила остановки и стоянки, - тогда применяют меру пресечения: "задержание с использованием другого транспортного средства". Вот как это называется.

- И что - обязательно было использовать дорогостоящие эвакуаторы?

- После введения обязательной автогражданки за рулем может сидеть только тот, на кого оформлен полис. Приходится вызывать эвакуатор, даже если водитель нетрезв - бывает: за те полтора часа, что он едет, водитель уже становится как стеклышко. Мало того, довольно часто машины тормозят на КПМ при въезде в город. Если машина вызовет какие-то подозрения, ее отправляют на стоянку, стоянки, как правило, в двух шагах от этих пунктов - но и сюда, на окраину, из центра вызывают эвакуатор, чтобы он отвез машину на десять метров - к площадке.

- Многие любят оставлять в неположенном месте машину с включенной "аварийкой". Против таких водителей действуют какие-нибудь санкции?

- Инспектор, увидев неисправный автомобиль, создающий помехи, должен не взимать штрафы, а принять меры, чтоб освободить проезд. Думаю, что это очень сложно и муторно: доказывать, что аварийная сигнализация была включена необоснованно. Единственное утешение - машину с включенной аварийкой надолго не оставляют, иначе просто сядет аккумулятор. Вообще считается, что постановление правительства No 759 как-то ущемляет права рядовых автомобилистов. Хотя на самом деле оно их, наоборот, расширяет. Вот у меня есть право куда-то ехать, а я не могу им воспользоваться, потому что мою боковую улочку перекрыла плохо припаркованная машина. На кого вся надежда?

- Если я вызову эвакуатор добровольно - мне это обойдется в 800 - 1000 рублей. Умножим на 1,5 (процесс принудительной эвакуации занимает в среднем полтора часа). Добавим три раза по 50 р. - реальная стоимость места на стоянке. Все равно получается в два раза дешевле, чем тот тариф, который установлен на принудительную эвакуацию. А почему-то говорят, будто взимаемые деньги - не штраф, а вознаграждение за услуги.

- Во-первых, это очень трудоемкий процесс, в отличие от выезда на обычный вызов. Машину, перед тем как забрать, осматривают чуть ли не с микроскопом. Еще у нас очень много холостых выездов, а на стоянках - невостребованных машин. Думаю, что не меньше 15 - 20%. Вы представьте, что эвакуатор, который съедает уйму бензина, едет из соседнего района на Невский проспект, через пробки, а когда прибывает, причина задержания уже устранена. То есть по закону машина считается задержанной в момент, когда инспектор составил протокол. Теперь, даже если водитель объявится, ему придется отвоевывать машину у инспектора. Но сотруднику ГИБДД тоже не чужд здравый смысл, его задача - обеспечивать беспрепятственный проезд по Невскому. Поэтому водителя отпускают. А у эвакуатора получается езда впустую.

- Как быстро водители находят свои машины?

- Если авто отправляется на стоянку - не факт, что ее оттуда заберут. Посмотрите, какие развалюшки стоят на этих площадках по пять - десять лет. Занимает место, а мы ни с учета ее снять не можем, ни продать. То есть каждому водителю, если он сам не появляется, почтой отправляем извещение: откуда и почему была увезена его машина и где она сейчас находится. Допустим, он приезжает - и это еще хорошо, мы подсчитываем, сколько он должен площадке, и сумма получается столь увесистая, что машина явно столько не стоит. В лучшем случае владелец скрутит номера и понесет снимать ее с учета, в худшем - скажет что-то вроде "ну и подавитесь, отказ писать не буду, снимайте ее сами, а мне больше делать нечего".

- На что тратятся заработанные площадкой деньги? Говорят, штрафстоянки вообще малозаконны.

- "Положение о спецплощадках" уже разрабатывается. Поэтому и тендер среди них провести невозможно: не существует у нас таких коммерческих организаций, как штрафная стоянка. Пока могу сказать, что траты у нас нешуточные: зарплата охранникам, аренда, налоги, страховки, содержание собак, иногда приходится возмещать ущерб, если машина получает повреждения. Эвакуаторщику выгоднее и приятнее отбить эти деньги на частных заявках. Спрос велик, и машины не стоят без дела.

Сколько стоит договориться

Конечно, без эксперимента на собственной шкуре этот материал выйти не мог. Но никто в редакции почему-то не захотел жертвовать своим автомобилем только ради того, чтобы я могла зафиксировать время от момента парковки под знаком до той секунды, когда машину заметит инспектор, потом - до прибытия эвакуатора, потом - время составления протокола. Да, еще надо было выяснить, за какую сумму удастся уломать уже прибывшую эвакуационную бригаду вернуть автомобиль обратно на землю и забрать кого-нибудь другого.

В общем, пришлось навязываться в сообщники сначала к эвакуаторщикам, затем к бедным автомобилистам, вызволявшим из эвакуационного плена свои автомобили.

Договорную сумму, с помощью которой можно вернуть автомобиль с эвакуатора на землю без заезда на штрафстоянку, мне назвали сразу, но я в нее не поверила.

- Как три тысячи рублей?

- А что вы хотите? - сказали мне. - Это же какая экономия вашего времени! Вам же проще здесь заплатить, сесть и уехать.

Впрочем, сумма отступного зависит от многих вещей: например, от того, в каких отношениях находятся эвакуаторщик и гаишник, или от того, есть ли рядом другие "жертвы". Мне рассказывали про даму, которая уложилась в тысячу рублей (машину уже погрузили на эвакуатор), и про студента, который отделался сторублевкой (авто успели только зацепить тросом). Гаишник, как правило, в этих переговорах не участвует, и их автовладельцы ведут уже с водителем эвакуатора. Это понятно - водитель, в отличие от сотрудника ГАИ, не является должностным лицом: взяв деньги, он всего-навсего обманет свою фирму, а не совершит уголовное преступление. С другой - сведения о машине уже поступили в информационный центр, и если начальство эвакуаторщика вздумает проверить... В общем, я поняла, почему эвакуаторщики отзваниваются на базу, только когда уже тронутся с места.

Как не стать избранным

Я обнаружила клетчатый эвакуатор фирмы "Авто-профи", нацелившийся на белый "Опель-Кадетт" у Московского вокзала. Инспектор ГАИ осмотрел "Опель", припаркованный рядом с тремя другими нарушителями, - к "Опелю" было проще всего подъехать. А может, он стоял здесь дольше всех. В дождь определить, кто простоял дольше, можно по сухости асфальта под днищем, но в этот день погода была ясная.

По правилам, инспектор сначала пробивает машину на угон. По рации на его запрос ответили отрицательно. Затем звонит по номеру 001, вызывает эвакуатор. Начинает строчить первый протокол - об административном правонарушении. Затем второй - о задержании транспортного средства. Там внизу есть графа "причина задержания устранена" - в ней расписывается или сам гаишник - после погрузки, или вовремя проснувшийся автовладелец, который успевает убрать машину до приезда эвакуатора. В этом случае наказание ему - чепуховый штраф или вообще предупреждение.

Когда прибывает эвакуатор, готовят протокол о задержании: в нем нужно указать марку и номер машины, имеющиеся на ней механические повреждения и дополнительное оборудование (антенна, верхний багажник, декоративные колпаки). Перечислить все, что находится в салоне (если стекла не затемнены и салон виден). Вписать фамилии двух понятых, фамилию водителя эвакуатора и название его фирмы. Протокол готовится в двух экземплярах, а копирки у гаишников нет. В общем, писанины явно не на пять минут, и в это время у автовладельца еще есть шансы.

Пока они это все заполняли, к инспектору подбежал дядька и начал жестикулировать. Я подумала, что это хозяин оставленного "Опеля", а оказалось - владелец той машины, которая занимала это место до того, как сюда встал "Кадетт". Ему объяснили, как ехать на улицу Шаумяна.

Зная от коллег, как происходят зачистки в Москве, я подивилась на небитых еще питерских гаишников, которые не опечатывают дверные ручки, капот, замок багажника и крышку бензобака (а вдруг обвинят в том, что инспекторы украли что-то из салона или слили бензин, а то и аккумулятор сняли). Погрузили "Опель" всего за пять минут. Сигнализация пищала, но водитель так и не появился. С "Опелем", сказали инспекторы, справились быстро, потому что у него прямо стояли колеса, но не мгновенно, потому что была включена скорость. Больше всего возни с коробками-автоматами: у них колеса вообще блокируются. Автобусы и грузовики - хотя для них и выпускаются специальные эвакуаторы - обычно увозят на буксире с жесткой сцепкой. То есть пока не увозили, но, возможно, будут.

Отсюда вывод: если вы оставляете машину ненадолго, но боитесь, что ее эвакуируют, притрите ее вплотную к бордюру, поднимите ручник, поставьте на передачу и максимально выкрутите колеса. Утащить ее будет гораздо сложнее (впрочем, через час-другой это все равно сделают). Во-первых, рядом окажутся другие, более доступные жертвы, и гаишники обратят внимание на них, во-вторых, за те полчаса, что с ней будут возиться, у вас появится шанс сделать все дела и вернуться.

Куда их увозят

Эвакуатор отбыл с площади, а инспектор, вытягивая шею, стал всматриваться в салон соседней машины - "десятки". Подъезд к ней освободился, а новый эвакуатор уже показался на Лиговском.

Минут через десять мы с эвакуаторщиком, которому я села на хвост, уже были на Шаумяна. Я наблюдала, как "Кадетт" спускали на землю. Скрежет, который издавал эвакуатор, подталкивая авто к забору, вид задранных вверх задних колес надолго отбил во мне охоту парковаться где не следует. Новые соседи "Опеля" - лохматые "Жигули" разных семейств - своим видом вызывали жалость. Их номера я потом пыталась отыскать на вышеупомянутом штрафстояночном сайте, но не нашла: наверное, стоят с тех пор, когда сайт еще не работал. А про наш "Опель" отметка была, правда, в графе "место задержания" был указан адрес: Невский, 46, а это совсем не площадь Восстания...

- Все говорят одно и то же, - объяснял мне приемщик, он же сторож. - Да, мол, слышал по телевизору, что это правило действует, но думал - повезет. Неужели, проехав весь Невский проспект, они не замечают, что там через каждые сто метров работают эвакуаторы?

Кстати, красивых новых джипов на стоянке почти не было, а те, что были, в сводке эвакуированных не значились. Похоже, это правда: дорогие машины эвакуируют редко. Да и сами инспекторы не скрывают, что "с бандитами не связываются".

Еще меня клятвенно уверили, что транспортные фирмы никогда не отказываются от возмещения ущерба, если по вине компании машине был причинен какой-то ущерб. Иногда бывает, что трос рвется, и автомобиль, скатываясь с платформы, мало того что бьется сам - еще и таранит другую машину. Такое ЧП видит, конечно, вся улица - так что отпираться эвакуаторщикам глупо и доводить дело до суда - тоже. Лучше сразу выплачивать деньги. Кстати, это еще одна причина, почему к машинам подходят избирательно. То есть шикарные "Мерседесы" тоже утаскивают, но если рядом с "Мерседесом" будет припарковано что-то поскромнее - заберут это. Сумма за услуги та же, а головной боли меньше.

- Вы про все машины помните - кого когда привезли? - спросила я начальника стоянки.

- Только про некоторые. Вон с "четверкой" неприятная история произошла - владелец доехал на ней до вокзала, сел в поезд и укатил в Анапу. Уверяет, что его друзья должны были взять дома ключи и перегнать автомобиль к дому. А они этого не сделали. Естественно, машину забрали на стоянку, накрутили ему за 15 дней дикую сумму. Он теперь мечется: то уговаривает, чтобы пустили его снять с нее лучшие детали. То собирается устроиться на работу к нам сторожем - чтоб на выкуп заработать. Возможно, что ему удастся скостить сумму. Мы не звери все-таки. А некоторые, кстати, уверяют, что оставили машину на парковке еще 16 августа, за два дня до того, как постановление заработало. Но мы им не верим.

Я вернулась на Невский - там на месте увезенного "Кадетта" уже стояла "Газель".

Кстати, информация для водителей, не обнаруживших свои припаркованные машины: днем - с 8 до 20 - на Невском проспекте дежурит командир взвода спецполка ДПС, базирующегося на улице Пархоменко. Он может на месте выписать разрешение забрать машину и поставить в нем свою печать. В выходной день или после восьми вечера за разрешением ездят в специализированный полк ГАИ на Пархоменко, 14. Там в дежурной части постоянно кто-нибудь есть. Расплачиваются за услуги принудительной эвакуации прямо на стоянке.

Говорят, на новых порядках, кроме владельцев стоянок, наживаются таксисты. Они знают, как ехать на улицу Пархоменко, а оттуда на Шаумяна. Вместо того чтобы ждать очередного пассажира с поезда, они отвезут владельцев задержанного авто сначала в дежурную часть полка ДПС, где им выпишут разрешение на возврат транспортного средства, потом домой за деньгами, затем на стоянку. Всего за тысячу рублей.

Очень выгодный бизнес

Резюме. Не решила, стоит ли мне заняться эвакуационным промыслом. С одной стороны, жалко несчастных автовладельцев. Но и расчеты получаются заманчивыми.

Я, например, знаю место, где можно арендовать эвакуатор за 500 долларов в месяц. За один рабочий день планирую поймать пятерых нарушителей. С площадкой заморачиваться не будем - доверим собранное простой платной автостоянке за 70 рублей в сутки... Таким образом, с каждой машины я буду получать по сто долларов - месячный доход составит $10 тысяч. Водителю я положу зарплату в 10 тысяч, на бензин - если считать по 20 литров за день - уйдет 6 тысяч. Не забудем пресловутые 20% холостых вызовов и невостребованных автомобилей. Итого - расходов еле-еле набирается на полторы тысячи долларов. А доходов - на целые $8500.

"Ну, это все равно что считать бюджет без квартплаты, - сказали мне в "ЛАТе", когда я познакомила тамошних представителей с результатами своих исчислений. - У нас иногда появляются на горизонте такие, с позволения сказать, конкуренты. Берут в аренду или даже субаренду один-два эвакуатора, место на стоянке - где-то за чертой города, а потом прогорают. Поверьте, это все не так просто, есть много крупных и мелких нюансов, в которых не утонет только профессионал. Содержание одного претензионного отдела - для работы с недовольными - чего стоит. Плюс диспетчерская служба... И имейте в виду, что на коммерческой стоянке нельзя ставить задержанные машины: они должны содержаться раздельно".

P.S. На очереди у принудительных эвакуаторщиков Каменноостровский и Литейный проспекты и Садовая улица.

Комментарий

Виталий Узденский, адвокат Балтийской коллегии:

- Законность отправки машины с парковки на штрафстоянку можно оспаривать. При этом апеллировать нужно к двум вещам. К праву собственности, перемещать которую невозможно без вашего согласия или полученного в суде ордера. И к Кодексу об административных правонарушениях, в котором четко прописано, что эвакуация, блокировка, снятие номеров - запрещены. Ведь постановление 759 - это подзаконный акт, а он по рангу ниже, чем подписанный президентом кодекс. Это как обязательная регистрация по месту жительства, которая по сути тоже незаконна. А если вам кажется, что какой-то дорожный знак вывешен безосновательно, можно подать в суд даже на районную администрацию.

Справка

Комитет по транспорту подвел итог по эвакуированным автомобилям: 1500 за два месяца. Пропускная способность Невского проспекта и площади Восстания возросла на 30%. По обещаниям ГАИ зимой эвакуаторы будут работать еще активнее, дабы помочь дорожным службам справиться с уборкой улиц. Тогда под огонь попадут автомобилисты, нарушающие правило "четных и нечетных дней".

Кстати

С началом активной фазы эвакуирования запрещающих остановку знаков на Лиговском проспекте стало гораздо больше. Получается, что еще в сентябре парковка здесь не доставляла никаких проблем окружающим, а теперь, когда процедура стало приносить существенную прибыль - от машин стали срочно избавляться.

В Дирекции по организации дорожного движения мне подтвердили: да, дополнительные знаки появились совсем недавно. Но на заторы у Московского вокзала жалуются уже давно. Команды на установление знаков ни от кого не поступало, да это и не требуется: Дирекция сама решает, какие места в городе нужно разгрузить. Например, видно невооруженным глазом, что Садовая улица гораздо уже, чем Съездовская линия (обе - с трамвайными путями посередине). Поэтому на Съездовской на парковку "елочкой" пока смотрят сквозь пальцы, а на Садовой от нее в скором времени начнут избавляться.

Нина Астафьева

Невский проспект -- спецстоянка ГИБДД осваивает выгодный маршрут  »
Юридические статьи »
Читайте также