Отечественный автомобиль против иномарки: россияне переходят в оборону

Повысив ввозные пошлины на иномарки старше 7 лет, Правительство России подыграло автопроизводителям, но не тем, кому хотело.

Вместо подъема спроса на отечественные автомобили, скорее всего, потребители станут активнее приобретать новые иномарки. Так рассуждают автодилеры и приводят аргументы.

"Повышение пошлин и последующее подорожание иномарок косвенно связано с ростом цен на российские автомобили. А цены на них увеличиваются каждые 3 месяца. Последнее произошло в конце августа. В итоге станет больше покупателей новых иномарок", – уверен Михаил Логутенко, генеральный директор ЗАО "Лаура".

"Введение пошлин вряд ли как-то повлияет на продажи автомобилей АвтоВАЗа до Нового года: импортеры подержанных иномарок сделали огромные товарные запасы. И они уже сейчас готовы поднять цены, чтобы нажиться", – говорит Алексей Шальнов, менеджер по маркетингу и рекламе ОАО "Питер-Лада".

В чем суть...

Благодаря низким ценам российским автозаводам удается удерживать лидирующие позиции в глубинке России. В провинции уровень жизни людей ниже, да и автомобили там стоят дороже, чем в Петербурге и Москве.

Популярности русских машин в регионах способствуют слабое развитие сервиса и отсутствие запчастей для иномарок. Владельцам приходится проделывать немалый путь, чтобы купить какую-нибудь мелочь, например прокладку под клапанную крышку. А если автомобиль с дизельным двигателем, то это совсем беда: нашла машина своего последнего владельца.

Покупатели иностранных и отечественных автомобилей в столицах – разные люди. Человек покупает иномарку не потому, что не может купить "Жигули", а потому что не хочет их покупать. Как, впрочем, справедливо и обратное.

"Покупатели иномарок – это бывшие владельцы "девяток" и "десяток". Люди, вконец разочарованные в отечественных машинах", – считает Михаил Логутенко.

Автовладелец – крупный налогоплательщик

На увеличении таможенных пошлин настаивали российские автопроизводители. Правительство РФ долго сомневалось: насколько увеличить пошлины и когда их ввести. Любые разговоры об этом вызывали большие волнения в обществе. Как-никак, 20 млн граждан России – автовладельцы, налогоплательщики. И пренебрегать их мнением опасно: на выборах могут припомнить.

По скромным подсчетам, российские автомобилисты вносят ежегодно в казну государства в виде прямых и косвенных налогов около 100 млрд рублей. Это без учета налогов, которые россияне платят при покупке автомобиля.

Сумма сопоставима с той, что перечисляют в бюджеты всех уровней российские автозаводы. Например, самый крупный налогоплательщик – ОАО "АвтоВАЗ" выплатило в 2001 году всего 30 млрд рублей налогов и других платежей. Другие заводы платят значительно меньше.

Как Правительство автопром "объехало"

Пока чиновники мучались сомнениями о целесообразности увеличения пошлин, автопром давил: переписывал концепции развития отрасли, программы по снижению себестоимости и т.д. Все это только подогревало интерес к иномаркам среди населения.

По данным "Фонда информационных технологий", импорт автомобилей в Россию в 1-м полугодии 2002 года в 1,5 раза превысил уровень аналогичного периода 2001 года.

Ввозят автомобили в страну преимущественно физические лица – 80% от общего импорта. Остальное – юридические лица. Последние в основном импортируют новые автомобили. Поэтому в такой же пропорции на рынке соотносятся новые и поддержанные транспортные средства.

Долгие разговоры вокруг концепции развития российского автопрома и слухи о головокружительных пошлинах на подержанные иномарки заметно повлияли на структуру импорта.

Если еще год назад перегонщики в основном интересовались автомобилями моложе 3 лет, то диалоги о повышении пошлин переключили их внимание на авто в возрасте от 3 до 7 лет.

Иномарки в этом диапазоне наиболее покупаемые в России и выгодные для импортера. "Здесь" они стоят в 2-3 раза дороже, чем "там".

Авто старше 7 лет импортеров не очень-то прельщают. Стоимость такого автомобиля за границей сопоставима с размером таможенных сборов на границе (еще до введения новых пошлин), а цена в России едва покрывает эти расходы.

Иномарки в таком возрасте обретают в России своего последнего хозяина. Попадают в страну эти машины намного моложе, обычно в возрасте 5 лет.

На авто до 7 лет ставка таможенной пошлины осталась прежней. Так что спрос на семилетки изменится мало. Разве что россияне будут меньше ввозить таких автомобилей самостоятельно.

Русские долго ставят, но быстро снимают

Лидер по производству легковых автомобилей в России – ОАО "АвтоВАЗ". Доля завода достигает 75% в совокупном выпуске легковых автомобилей в стране.

Отличие АвтоВАЗа от других российских заводов в более быстром обновлении модельного ряда автомобилей. В 2001 году предприятие начало изготавливать модернизированную версию "девятки" – "ВАЗ-2114".

Много лет завод готовит к постановке на производство совместное с General Motors детище – "ВАЗ-2123" и собственную разработку "ВАЗ-1118" – семейства "Калина". Пока ближайший срок постановки на поток "Калины" – 2004 год.

Одновременно с подготовкой к выпуску новых моделей на Волжском автозаводе успешно избавляются от старых.

В 2001 году менеджеры компании завершили вывод с главного конвейера "ВАЗ-2106".

С июля 2001 года "шестерочка" выпускается на ДОАО "Ижмаш-Авто" (дочернее предприятие ОАО "Ижмаш") из сборочных комплектов, поставляемых с АвтоВАЗа.

Этим руководство "Ижмаш-Авто" рассчитывает загрузить производственные мощности завода. Они рассчитаны на 250 тысяч автомобилей в год. Пока собирается около 75 тысяч.

Гвоздь производственной программы ижевского завода – автомобиль "Ока" и его модификации. В совокупном выпуске продукции доля этих автомобилей составляет 75%.

Как ни крути, все равно падает

Если АвтоВАЗ экспериментирует с модельным рядом, то "ГАЗ" – с системой управления на предприятии. Благодаря свежим управленческим решениям в 2001 году автозавод сократил производство легковых автомобилей по сравнению с 2000 годом почти на 45%.

Предприятие начало работать с дилерами под заказ и за "живые" деньги, а не по бартеру. Делалось это для того, чтобы не затоваривать склады готовой продукцией. Но то ли у дилеров не оказалось денег, то ли "Волга" не пользовалась спросом, склады оказались затоварены. Выход напрашивался сам собой: остановить конвейер.

С начала 2002 года он останавливался несколько раз. Но тем не менее, по сообщениям пресс-службы предприятия, выпуск "Волг" в текущем году увеличится на 4%. Вместо 81 тысячи автомобилей завод изготовит 84 тысячи.

И хотя производство сократилось, финансовое состояние предприятия, по заверениям руководства, улучшилось. Предприятие начало получать "живые" деньги и смогло рассчитаться с кредиторами.

Как и у других заводов, у ГАЗа своя топ-модель. Это "Газель", самый распространенный в России представитель коммерческих пассажирских перевозок, потому что самый дешевый.

Из всех авто важнейшая для нас – малолитражка

Именно благодаря низкой цене – всего $2 тысячи за транспортное средство – вот уже 5 лет подряд на ОАО "ЗМА" (Завод малолитражных автомобилей) не падает производство. Оно уверенно растет. С 1990 года производство автомобилей "Ока" увеличилось в 19 раз.

С начала производства и до сегодняшнего дня этот автомобиль не претерпел серьезных изменений ни внешне, ни внутренне. Вечно молодую "Оку" россияне охотно покупают из-за низкой цены. По словам председателя правления, генерального директора ОАО "АСМ-Холдинг" Николая Волосова, производство "Оки" к 2010 году увеличится до 70 тысяч штук против 56,5 тысячи в 2001 году.

"Козлов" станет больше, а конкуренция – жестче

Признанным авторитетом по производству внедорожников в российском автопроме считается ОАО "УАЗ". Автомобиль этого завода в народе прозвали "козлом". Так вот, "козлы" нового семейства – "УАЗ-3160", "УАЗ-3162" – пользуются у россиян повышенным спросом.

В 2002 году руководство УАЗа"планирует увеличить совокупный выпуск продукции с 73 до 110 тысяч автомобилей. При этом производство автомобилей новых семейств должно вырасти в 8 раз по сравнению с прошлым годом.

Российские внедорожники лучше покупаются иностранцами, чем легковые автомобили, опять же из-за низкой цены. Однако их несоответствие международным стандартам тормозит экспорт. Преодолевать это препятствие руководство УАЗа начало в 2001 году с внедрения программы сертификации предприятия по стандартам ISO 9001. В следующем году эта программа должна завершиться.

Привлекательным рынок внедорожников показался менеджерам ОАО "ГАЗ". В августе этого года компания представила на московском "Мотор Шоу" внедорожник "Тигр" ("ГАЗ-2975"). Им заинтересовалось Министерство обороны РФ. По словам главного конструктора серийных автомобилей ОАО "ГАЗ" Александра Масягина, ориентировочная цена "Тигра" составит не более $60 тысяч. В следующем году Минобороны планирует закупить 15 таких машин. На них будут возить командиров.

Минус один

Меньше 1% от возможного производства автомобилей в год выпускает ОАО "Москвич", несмотря на поддержку московского правительства. Финансовое положение предприятия оставляет желать лучшего. Но перспективы у завода есть. В августе арбитражный суд Москвы прекратил дело о банкротстве ОАО "Москвич". Истец (физическое лицо) отозвал заявление. Завод погасил перед ним задолженность в полном объеме.

После этого предприятие начало готовиться к реанимации. В суде рассматривается вопрос о введении процедуры внешнего наблюдения и выбирается кандидатура временного управляющего.

Главные задачи – снизить себестоимость...

Снижение себестоимости продукции – это то, чем поглощены менеджеры российских заводов с ног до головы. Рост производственных затрат – основная причина, уверены производители, по которой они теряют покупателей и сокращают выпуск продукции.

Так, из-за высокой цены – около $17 тысяч – на ГАЗе прекращено производство новой "Волги" – "ГАЗ-3111". Всего с начала производства на заводе собрали несколько сотен этих автомобилей в среднем по 50 штук в месяц.

Борясь с ростом расходов, менеджеры компаний расширяют круг поставщиков материалов и комплектующих, а также внедряют программы по замещению импортных комплектующих отечественными.

Но расходы упрямо растут, увлекая за собой цены.

...и сохранить рост цен

В конце августа два российских завода ОАО "АвтоВАЗ" и ОАО "УАЗ" подняли отпускные цены на выпускаемые изделия на 1-2%. И это не последнее увеличение цен. Так, руководство ОАО "АвтоВАЗ" запланировало в текущем году поднять цены на 12% по сравнению с январем 2002 года.

На начало сентября этого года цены на продукцию АвтоВАЗа выросли уже на 8%.

Поэтому столь скромное увеличение пошлин едва устроит отечественные автозаводы. Ведь чем больше они поднимают цены, тем выше конкуренция со стороны старых иномарок.

И не только старых. Ford Motor Co., начав сборку Ford Focus в России, снизила цену на этот автомобиль на $3000 (21,6%).

Александр Сологуб

Клебанов выпустил руль  »
Юридические статьи »
Читайте также