Касьянов поднял пошлины После года лоббистских баталий старым иномаркам закрыли рынок

В минувшую пятницу Михаил Касьянов сделал то, чего от него более года добивалось автолобби. Двумя постановлениями премьер в 2 - 4 раза повысил ставки таможенных пошлин на иномарки старше семи лет. С 1 октября ввоз в Россию старых автомобилей станет невыгоден.

Постановления N 642 и N 643, изменяющие ставку пошлины на старые иномарки для юрлиц и физлиц, были размещены на сайте правительства вечером в пятницу. Уже на следующий день их опубликовала "Российская газета". Взимать пошлины по новым ставкам таможенники начнут с 1 октября. Согласно новым правилам таможенные пошлины для физлиц вырастут в 2,1 - 2,3 раза, для юрлиц - в 3 - 4 раза в зависимости от объема двигателя автомобиля (см. таблицы).

Борьбу за повышение пошлин на подержанные иномарки российское автолобби начало более года назад с визита к Владимиру Путину. Президент эту идею поддержал, однако с ее реализацией возникли сложности. Аппетиты бизнесменов от автопрома постоянно росли. Они просили правительство поднять ставку пошлин на новые автомобили с 25% до 35% , а также сделать запретительными пошлины на иномарки старше пяти лет. Не торопился с увеличением пошлин и Касьянов. Он заявлял о нежелании "поддерживать неэффективное производство за счет автолюбителей" и обещал повысить пошлины лишь после того, как убедится в том, что россияне не столкнутся с дефицитом предложения на автомобильном рынке. Процесс сдвинулся с мертвой точки лишь после упрека Владимира Путина. 8 июля президент заявил, что "у правительства недостаточно мужества для проведения политики защиты национального производителя, в частности в сфере автомобилестроения". 16 июля Касьянов подписал подготовленную Минпромнауки концепцию развития автопрома. 24 июля правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле рекомендовала премьеру повысить пошлины на иномарки, а премьер его принял с минимальными поправками. Не прошло лишь предложение чиновников об индексации на 5% евросоставляющей пошлины для иномарок в возрасте 3 - 7 лет. Зато подписанное постановление содержит запретительные меры в отношении старых машин с дизельными двигателями, чего не было в предложениях комиссии по защитным мерам. Ответсек комиссии Андрей Кушниренко объяснил "Ведомостям", что включение в постановление автомобилей с дизельными двигателями уменьшает "основу для коррупции на таможне". Импортер будет лишен "искуса" выдавать бензиновый двигатель за дизельный.

Итогами проделанной работы чиновники довольны. Замруководителя аппарата правительства Алексей Волин говорит, что премьеру удалось обуздать лоббистов, которые настаивали на повышении пошлин для физлиц в четыре раза. "Автомобили старше семи лет ввозят именно физлица, за первое полугодие ими было импортировано свыше 110 000 таких машин, - отмечает Волин. - Это 15 - 20% от общего объема автомобильного рынка в России". Чиновник полагает, что ужесточение правил ввоза старых иномарок не ударит по рынку, так как он ими "перенасыщен". А замминистра промышленности Сергей Митин сказал "Ведомостям", что нишу старых авто займут машины, произведенные на российских заводах, в том числе собирающих иномарки. Он напомнил, что строгие меры докатятся и до российских производителей. Он напомнил, что с 2004 г. в России будет запрещено производить автомобили, не соответствующие стандартам Евро-2.

Представители автопрома на выходных сдержанно комментировали повышение пошлин. Председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников сказал "Ведомостям", что ничего о нем не знает, поскольку находится в госпитале. Менеджер по связям с общественностью Ford Motor Company Оксана Хартонюк также не стала комментировать решение премьера, сославшись на отсутствие информации от руководства. Директор по связям с общественностью компании "Северсталь-Авто" Станислав Павлов говорит, что на его компании повышение пошлин никак не скажется. "Тот, кто покупает УАЗ, не станет брать иномарку", - считает он. Павлов полагает, что повышение пошлин вряд ли напрямую скажется на цене отечественных авто. Об этом же говорит и Митин. "Повышение будет происходить, но это связано исключительно с инфляцией издержек, - говорит замминистра. - К тому же цены на отечественные автомобили и так слишком приблизились к подержанным иномаркам".

Дмитрий Симаков Александр Беккер

Сдача позиций  »
Юридические статьи »
Читайте также