Реформа вузов, или Зачем лечить здоровый организм?

Прием в высшие учебные заведения Петербурга идет полным ходом. Юноши и девушки подают заявления, сдают экзамены и видят свое будущее в самых радужных тонах. Они не знают, что в скором времени все может измениться. Потому что начинается реформирование системы высшего образования. Высокопоставленные чиновники говорят о реформе как о покойнике: или хорошо, или никак. Любопытно, но в этом есть своя печальная ирония.

Квотируя, сокращаем?

Один из векторов реформы системы высшего образования - вопрос квотирования количества бюджетных мест в вузах. Соответствующий законопроект на данный момент находится на рассмотрении в Госдуме. Данный документ вносит серьезные изменения в законодательство об образовании. В случае, если он станет законом, то, как считают эксперты, это приведет к резкому сокращению бюджетных мест. И в первую очередь на престижных факультетах.

Мнения по поводу законопроекта разделились. Так, депутат Госдумы, член Комитета по образованию Валентина Иванова ничего плохого в законопроекте не видит. По ее мнению, за последнее десятилетие в стране появилось огромное количество негосударственных вузов, готовящих студентов по дефицитным специальностям. К тому же она убеждена, что принятие закона не приведет к размыванию бесплатного обучения и переводу его на коммерческие рельсы. По словам депутата, закон требует, чтобы на каждые 10 тысяч россиян приходилось не менее 170 студентов-бюджетников, а сейчас эта цифра составляет 226 студентов.

Иного мнения придерживается коллега Ивановой - депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин. По его мнению, поскольку сегодня у ректоров есть разумный соблазн поправить финансовое положение своих вузов, законопроект приведет к резкому сокращению бюджетных мест. От этого проиграют все, и прежде всего студенты, ведь, по данным депутата, у нас за образование может платить только четверть населения. В проигрыше останутся и сами государственные вузы, так как уровень обучения по престижным специальностям у них упадет.

Примечательно, что против сокращения числа бесплатных студентов выступают многие ректоры крупных и известных вузов, которые имеют высокий рейтинг. Их точка зрения такова: лучше набирать бедных, но талантливых студентов, из которых потом вырастут прекрасные специалисты и ученые.

Пока идут дебаты о квотировании бюджетных мест в вузах, на заседании коллегии Министерства образования и науки уже принято решение о сокращении объемов по таким направлениям подготовки, как гуманитарные науки (на 7,2 процента), экономика и управление (на 4,4 процента), образование и педагогика (на 2,2 процента).

Административные категории

Еще серьезнее изменить судьбу студентов может предстоящее категорирование вузов. Институты будут разделены на три типа. Согласно штатному расписанию, в вузах первой категории на одного преподавателя предполагается четыре студента, во второй - восемь. Соответствующая разница будет наблюдаться и в финансировании различных категорий вузов из федерального бюджета. Как говорят специалисты, финансовое положение университетов первой категории станет более привилегированным, второй - останется без изменений. Что же касается третьей категории, то эти вузы останутся вообще без финансирования и статуса государственного высшего учебного заведения.

- В вопросе категорирования вузов, - говорит ректор Северо-Западной академии государственной службы Александр Горшков, - речь идет о сокращении государственного сектора в системе высшего образования. Это не вызывает оптимизма. Любое административное решение по отнесению вузов к той или иной категории не всегда объективно. Нельзя учесть все факторы. Логичнее и лучше, когда вузы сами о себе заявляют. Так происходит в большинстве цивилизованных стран. Есть известные вузы, которые не нужно относить ни к какой категории. Если бы мы по такому пути пошли, это было бы правильнее. Масштабы финансирования не должны зависеть от административного решения, к какой категории отнесли вуз. Финансовое положение высшего учебного заведения должно быть связано с масштабами и качеством образовательной и научной деятельности. Если образование качественное, а наука развивается, то и финансирование должно быть соответствующим.

Что же касается уровня обучения, то вузы первой и второй категорий смогут готовить как магистров (после получения высшего образования человек еще учится год-два в магистратуре), так и бакалавров (специалист с неоконченным высшим образованием), третьей - смогут выпускать только бакалавров.

(Впрочем, разделение на магистров и бакалавров, вероятнее всего, не коснется творческих, медицинских и инженерных вузов. Там по-прежнему будут готовить специалистов по 5 - 6 летней программе обучения.)

Как заявил председатель Комитета по науке и высшей школе администрации города Александр Викторов, необходимо, чтобы после категорирования большинство петербургских вузов получили одну из высших категорий. Однако, по мнению людей сведущих, этого не произойдет. Как говорят в кулуарных беседах ученые, первую категорию, скорее всего, получат Санкт-Петербургский государственный университет, Политехнический университет, Российский государственный педагогический университет имени Герцена, Электротехнический университет (ЛЭТИ) и Горный университет. Кроме Политеха и ЛЭТИ, остальные учреждения уже и так находятся в своде особо ценных объектов культурного наследия народов России. И люди там и так уже получают полуторакратную заработную плату. Кроме этого, им каждый год выделяются средства на развитие материальной базы. То есть вузы эти и так уже привилегированны.

- Еще раз подчеркиваю, - продолжает Александр Горшков, - что эти административные решения не представляются оптимальными. Вузы сами утверждают свое положение, лидерство. И финансирование должно быть увязано с этим лидерством. Больше студентов, значимых исследований - значит, и финансов должно быть у вуза больше. Государство и так выделяет эти особо ценные объекты. Кроме этого, я считаю, что процесс категорирования будет очень болезненным: и спорить будут, и доказательства приводить, что не тот состав, что кого-то не вписали... Наверняка будут использоваться какие-то ходы, тот же административный ресурс...

К чему же в итоге приведет деление на категории? Как говорят в приватных беседах специалисты, вузы, отнесенные к первой категории, станут еще богаче, жизнь институтов второй категории (с учетом, что финансирование не изменится) останется прежней, а у третьих будет два пути. Либо ждать крупный госзаказ на обучение по профильной специальности (на деньги студентов, учащихся на коммерческой основе, они не проживут), либо выпускать заведомо плохих специалистов, вводя "черную" таксу за любой сданный экзамен или зачет.

Больше всех пострадают студенты вузов, отнесенных к третьей категории. Пострадают в любом случае. Даже если им таки удастся закончить обучение, они получат значительно менее котируемый диплом (поскольку вуз уже будет негосударственным). В худшем же случае, если институт закроется, они вообще не смогут доучиться. Кто компенсирует им потраченные на учебу годы и деньги?

Министр сокращает кафедры

Несмотря на уверения министра образования и науки Андрея Фурсенко, что во время обучения студентов в армию забирать не будут, большинство молодых людей по-прежнему предпочитает вузы, где есть военная кафедра.

На сегодня военные кафедры (а таковых в России 229, в Санкт-Петербурге - более 20) подвергаются углубленной проверке со стороны Министерства обороны. Инициировал проверки министр обороны Сергей Иванов. По мнению господина Иванова, военные кафедры выпускают слишком избыточное количество лейтенантов, большинство из которых к тому же имеют неудовлетворительный уровень профессиональной подготовки. Поэтому, посчитал министр, вместо того чтобы готовить никому не нужных офицеров, лучше сэкономить бюджет.

Более корректного мнения придерживается председатель Совета ректоров вузов Петербурга Владимир Васильев. Он предложил оставить кафедры в тех институтах, где готовят по-настоящему необходимых для армии специалистов.

Если все-таки возобладает точка зрения Министерства обороны, то к 2010 году из 229 военных кафедр в России останется лишь 30.

- К сокращению военных кафедр, - говорит Александр Горшков, - я отношусь неодобрительно. Я считаю, что для подготовки мужчины обучение и воспитание на военной кафедре очень полезны. Это общий процесс становления и воспитания молодого специалиста. И теперь из нашей образовательной программы мы этот компонент исключаем. Если бы от меня что-то зависело, я бы никогда согласия на это не дал.

Сводя баланс

До сих пор наше высшее образование считалось (и пока еще считается) одним из лучших в мире. Во многих отраслях науки и техники наши специалисты лучшие в мире.

Берясь что-то реформировать, разумный человек прежде всего исходит из того, чтобы сохранить все лучшее и изменить негативное. Что же касается нашей реформы высшего образования, то возникает впечатление, что ее создатели руководствовались иными мотивами. В результате она больше похожа не на оптимизацию работы отрасли, а на предшествующие реформы - жилищную и монетизацию льгот - и может повторить их неблагодарную судьбу.

Олег Булух

Директорам школ объяснили в чем их счастье  »
Юридические статьи »
Читайте также