Советская власть Минобразование готовит законопроект о попечительских советах

Российские школьники проведут последний учебный год в условиях полного подчинения руководству школы. Министерство образования собирается уже осенью внести в Государственную думу законопроект, который обязует каждую школу подчиняться решениям так называемых попечительских, или общественных, советов. Директору школы в них будет обеспечена роль активного, но всего лишь наблюдателя. А вопросы финансирования и управления школой будут решать родители учеников, старшеклассники, потенциальные спонсоры и местные общественные деятели.

В среднем каждая российская школа ежегодно получает около 50 тыс. рублей бюджетных денег. В основном школы живут за счет так называемых внебюджетных источников доходов - например, материальной помощи со стороны родителей. В большинстве московских школ, например, уже давно действует система ежегодного сбора денег на учебники, парты и даже охрану школы. На первоочередные нужды детей скупиться как-то не принято. Другой вопрос - помощь самой школе. Зачастую родители не согласны сдавать крупные суммы: они не уверены, будут ли собранные деньги использованы по назначению.

В Министерстве образования считают, что частично эта проблема будет решена за счет повсеместного введения в школах попечительских советов. В министерстве говорят о том, что законопроект будет внесен в Думу уже в ближайшие недели. И если депутаты успеют его рассмотреть осенью, школам придется создавать новые структуры уже со следующего года.

Законотворцы считают, что попечительские советы должны состоять из родителей, выпускников школы, преподавателей вузов, курирующих школу, и даже старшеклассников. И именно эти люди будут решать, кто даст школе деньги и куда они будут потрачены. Нечто подобное уже существует во многих школах. Но пока советы не имеют управленческих функций, и очень часто во главе такого совета стоит директор школы.

По новому законопроекту директор школы или педагоги смогут войти в совет, но без права председательства. Более того - Минобразование хочет провести в законе статью, по которой директор школы будет избираться попечительским советом. Совет, кроме того, будет думать, учиться ли по субботам, сколько вводить часов физики, например, и по какой из многочисленных систем обучать учеников младших классов.

"Это может вызвать некоторое сопротивление со стороны руководства школ, - говорит советник министра образования, один из авторов законопроекта Аркадий Пинский. - Сейчас директор школы - суверен, которого назначают местные власти". По мнению Пинского, в регионах гораздо удобнее зависеть от назначения главой администрации, с которым, например, директор с детства дружит. А при попечительском совете власть будет скорее зависеть от мнения родителей.

Очевидным плюсом законопроекта для школ может стать именно финансовая составляющая. За внебюджетные средства, которые школы зарабатывают платными услугами, приходится строго отчитываться. Пока школы держали свои счета в коммерческих банках, внебюджетные доходы отражались в смете, но тратились по собственному усмотрению. Сейчас же внедряется новая система контроля, при которой все расходы бюджетных учреждений проверяются и визируются казначейством. К примеру, если в школьной смете написано, что на закупку парт директор хочет потратить 10 тыс. рублей, на мел - 5 тыс., а потом в середине года выясняется, что школа обойдется без мела и потратит на парты 10,5 тыс., то казначейство этого не разрешит.

По мнению консультанта Центра фискальной политики Дмитрия Фомина, единственное решение этой проблемы - трансформация бюджетных учреждений в частные. Правда, этот вопрос вряд ли будет решен в ближайшее время. "В этом случае школы будут получать бюджетные деньги не по статейной смете, а в виде платы за оказание конкретного объема услуг, - говорит Дмитрий Фомин. - Например, за обучение 500 детей из расчета 5000 руб. на человека в год. Государство будет контролировать только выполнение задания, в остальном же школы будут сами решать, как расходовать средства".

Борис Бурняшов, директор гимназии № 25 г. Краснодара:

- Идея попечительских советов хороша только в том случае, если в состав войдут люди, от которых будет польза. Я не против, если в попечительском совете будет бизнесмен, который, к примеру, даст школе миллион, а в конце года скажет: отчитайтесь. Но если школой начнут рулить те, которые денег не дают, мне этого не надо. Наши "новаторы" из Министерства образования в очередной раз пытаются учредить контролирующий орган, коих и так немало. Я думаю, никто не позволит попечительским советам назначать директоров учебных заведений. Это положит начало бесконечной чехарде.

Елена Корогодская, Директор Лицея № 1 Г. Балтийска:

- Я - за попечительские советы. Теперь можно будет каждому родителю узнать: сколько средств пошло, например, на ремонт класса. Но сомневаюсь, что в попечительские советы согласятся войти предприниматели, не связанные со школой. Скорее всего это будут родители учащихся. А это чревато для директора большими последствиями. Многие мамы и папы настолько доверяют своим чадам, что в конфликте учитель - ребенок далеки от объективности. Лучше всего если попечительские советы будут предлагать школам наиболее приемлемые формы расходования денег, а также скрупулезно контролировать поступающие и расходуемые средства.

Нина Зайцева, замначальника управления г. Костромы:

- Разговоры о том, что на внебюджетные счета школ вдруг рекой потекут деньги, беспочвенны. Откуда им взяться, если две трети горожан еле-еле сводят концы с концами. Мы постоянно объясняем директорам школ, что принудительные поборы с родителей учащихся недопустимы. Если поиск дополнительных источников финансирования поручат попечительским советам - пусть они и пытаются найти спонсоров. А выборы директора попечительским советом недопустимы. Так можно и к полной анархии прийти. Просто хороший и даже очень хороший учитель далеко не всегда может оказаться хорошим директором-управленцем.

Вячеслав Башев, директор красноярской университетской гимназии "Универс":

- Есть свои минусы. Учебными заведениями, где будет создан управляющий совет, труднее руководить - с попечителями придется делиться властью. Поэтому у руководителей, которые не привыкли так работать, могут возникнуть проблемы. Что же касается меня, то мне легче в течение 15 дней убеждать попечителей что-то сделать, но зато потом знать - все будут выполнять это решение как свое собственное. Чем подписать распоряжение, а затем в течение 20 дней убеждать людей, что оно было единственно правильным.

В Законодательное собрание внесен проект закона "О целевой программе "Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга на 2004-2006 г.г."  »
Юридические статьи »
Читайте также