Образовательная среда

ВЗЯТКИ И ПРОВЕРКИ

В минувшем году объем взяток в российской системе образования достиг 26,5 млрд. рублей. Это удалось выяснить в ходе исследования, проведенного ГУ - ВШЭ (Госуниверситет - Высшая школа экономики) на основании опросов, проведенных фондом "Общественное мнение". За что же платят родители? Все начинается еще с дошкольного воспитания, то есть с детского сада. Объем взяток и подарков в этой сфере достиг 1 млрд. рублей. За прием в школу российские родители "проплатили" 1,7 млрд. рублей, даже во время обучения в профессиональном училище, не говоря уж о средней школе, приходилось раскошеливаться: всего около 1,5 млрд. рублей. За поступление и учебу в среднем специальном учебном заведении - техникуме или колледже - россияне неофициально заплатили 0,8 млрд. рублей. Лидируют в цифрах, естественно, вузы: при поступлении и учебе в вузе было затрачено на взятки 21,4 млрд рублей. При этом в исследовании не учитывался объем платежей репетиторам, в том числе тем репетиторам, которые являются преподавателями вузов, куда поступает абитуриент. Подсчитали, сравнили с результатами аналогичного исследования за 2002 год и ужаснулись: суммарный объем взяток в системе образования РФ по сравнению с данными годичной давности вырос почти в 2,5 раза. А тем временем Счетная палата решила выяснить, куда уходят государственные деньги, выделяемые российским вузам: с этой целью во втором полугодии текущего года в вузах пройдут масштабные проверки. Проверок подобного рода в масштабах всей страны еще не проводилось.

В это же время Государственная дума в третьем чтении приняла поправки в закон "Об образовании". В результате сняты ограничения на платный прием учащихся в государственные средние и высшие учебные заведения по специальностям "юриспруденция", "экономика", "менеджмент", "государственное и муниципальное управление". После того как поправки вступят в силу, вузы и колледжи смогут создавать по этим специальностям столько "платных" групп, сколько смогут набрать студентов. Все это происходит параллельно с другой историей: ректоры государственных вузов обеспокоены тем, что в законы о высшем образовании могут быть внесены поправки, в результате которых в стране снизится число студентов. Напомним, что по существующей норме, прописанной законодательно, таких студентов должно быть 170 на 10 тысяч населения. У нас же сейчас 450 студентов на 10 тысяч населения.

Отслеживая ситуацию в образовательной сфере, поражаешься тому, как одно противоречит другому, взаимоисключающие решения уживаются рядом, кажется, исходя из одних и тех же чиновных уст. Безусловно, если люди готовы платить за свое образование, то они имеют право его получить, но как быть с тем, что в стране никто не может сказать, сколько и каких специалистов необходимо экономике на ближайшие годы, а стандартов образования, увязанных с современными требованиями работодателей, попросту не существует?

В ПЕРВЫЙ КЛАСС - ПО МЕСТУ ПРОПИСКИ?

Целую неделю, с 11 по 17 июня, на портале администрации Петербурга проходила интернет-конференция по обсуждению правил приема в первые классы школ, гимназий и лицеев Петербурга.

Напомним, что уже несколько лет как в нашем городе отказались от так называемых тестов и конкурсных отборов при приеме в первый класс. Был декларирован "заявительный" прием. То есть родители приносили заявления, а администрация школы была вправе отказать в приеме только в том случае, если ей не удавалось изыскать помещения для первых классов. В итоге в некоторых школах набирали по пять первых классов, а у некоторых школ случался полный конфуз - никто заявлений не приносил. Возможен был и третий вариант - когда родителям приходилось коротать ночь у костра, чтобы в порядке живой - куда уж живее! - очереди попасть в желаемую школу. Потому что администрация не могла или не хотела найти возможность открыть дополнительные классы, а ведь школы не резиновые... Другая сторона медали - разношерстность первоклашек. Кто-то приходил, умея читать, писать да по-английски двумя-тремя словами перекинуться, а кто-то - не зная букв русского алфавита. Поэтому нелегкая задача стояла перед учителями начальных классов: родители в продвинутую школу пробились, требуют повышенного уровня знаний, которое, как правило, школа обещает с 1-го класса, а при разной подготовке и разных способностях малышей все это превращается в задачу маловыполнимую...И встал извечный вопрос: что делать?

Организованная интернет-конференция была заявлена как один из способов узнать общественное мнение на этот счет. К сожалению, общественность откликнулась на призыв администрации довольно вяло. Вопросов было мало, мнений и предложений - и того меньше. Большинство вопросов задали не родители, а сами учителя. Мнение педагогического сообщества свелось к тому, что при приеме в первый класс дети должны проходить некий конкурс - то, против чего было сломано столько копий. В Комитете по образованию призадумались и все более склоняются к мысли - а не вернуться ли к старой системе, когда ребенка брали в школу по месту прописки? Но родителям это вряд ли понравится - хорошие школы есть далеко не в каждом дворе, мы уже привыкли к нашему праву выбора, а основное желание большинства родителей - дать ребенку хорошее образование с непременными иностранными языками с первого класса, с углубленным изучением ряда предметов. Вариант с пропиской сразу повлечет за собой расцвет взяток - это понятно и без глубоких размышлений. Есть еще вариант, обсуждаемый в комитете: а не ликвидировать ли вообще в гимназиях начальные классы? С одной стороны, само гимназическое образование, собственно, и начинается после начальной школы. И вполне резонно, что в пятый класс уже можно поступать на конкурсной основе. Но ликвидация начальной школы в гимназиях автоматически означает открытие начальных школ или дополнительных классов в других школах. Тоже не вполне удобный вариант. В общем, окончательные контуры новых правил приема должны быть ясны к августу - к традиционному городскому педсовету. Возможно, все будет оставлено как прежде.

ГОСПРЕМИЯ - ЗА ФИЛЬМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Государственной премии Российской Федерации удостоен петербургский режиссер Александр Кривонос (студия "Квадрат-Фильм") за цикл образовательных видеофильмов "Русский музей - детям". Этот проект выиграл конкурс на соискание грантов правительства России из средств кредита Всемирного банка в рамках проекта реконструкции центра Санкт-Петербурга.

Александр Кривонос - известный человек в телевизионном мире Петербурга. Много лет проработал на питерском ТВ, был режиссером знаменитого в свое время "Пятого колеса", автором нашумевшей передачи о Казимире Малевиче. Цикл представляет собой 20 фильмов, производство шло шесть лет. Причем на грант было снято только десять 26-минутных картин, остальные десять съемочная бригада студии "Квадрат" делала сама, без финансовой подпитки извне. До этого никто в студии "Квадрат" не занимался ни детским, ни образовательным видео. "Каких мы воспитаем детей, как мы их научим - такое у нас будет и общество, - говорит Александр Кривонос, - и пусть наше кино "про музей" - очень узкая область, все равно это борьба за каждую душу".

Автора сценариев для всех 20 фильмов удалось найти тоже в Русском музее - в Центре музейной педагогики. Наталья Соколова - искусствовед, получила образование в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, и педагог с дипломом РГПУ им. Герцена. Начинала в Русском музее экскурсоводом. Итак, 20 фильмов сделаны, в каждом из них - своя история, первые два фильма цикла носят название "Ты пришел в музей", потом юный зритель погружается в процесс рождения картины: создатели фильма приглашают ребенка в мастерскую художника, потом зрителя ждут рассказы о различных жанрах искусства через знакомство с коллекцией ГРМ, с великими именами и творческим наследием художников.

У создателей цикла сначала была идея сделать 39 серий - по одной на каждую неделю учебного года, ведь фильм рассчитан на школьную аудиторию - от 6 до 14 лет. Но, как водится, не хватило денег. Пока не нашлось и спонсоров, которые помогли бы распространить фильм по российским градам и весям. Тогда бы Русский музей мог прийти на урок в самую отдаленную сельскую школу, а учителям не надо было бы на пальцах объяснять столь многое ни на уроках литературы и истории, ни на уроках мировой художественной культуры. "Я, конечно, не очень верю, что смогу найти таких меценатов, - рассуждает Александр Кривонос, - но зато верю в то, что государство наконец поймет, что с детьми надо работать и наше кино придет к детям, а с ним к детям России придет и Русский музей".

Про аккуратных девочек и неряшливых мальчиков В интернете обсудили проект новых правил приема в первые классы  »
Юридические статьи »
Читайте также