Не скандал, но перемены Местное

По питерскому телевидению на прошлой неделе была информация, вызвавшая шок не только у тех, кого она касалась впрямую: о слиянии Большого театра кукол и Театра марионеток имени Е. Деммени.

На следующий же день собралось представительное собрание в Союзе театральных деятелей (СТД) с участием Александра Платунова, начальника отдела театрально-концертной деятельности и кино Комитета по культуре. Журналисты ожидали бури, но председатель правления СТД Николай Буров в своем весьма сдержанном докладе упор сделал на другое: на восемь грантов, выделенных комитетом по не совсем понятным критериям. Деятели культуры требовали разъяснений, кому же достанутся деньги. Еще одна проблема - комитет не определяет свою принципиальную позицию, что же власти хотят от театров. Александр Платунов никаких принципиальных положений так и не озвучил. Но заверил, что окончательно список претендентов на грант не утвержден. Так деятели и разошлись, обнадеженные, но неудовлетворенные.

Столичное

Через несколько дней в Петербург для традиционной ежемесячной встречи с губернатором прибыл Михаил Швыдкой, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии. Вот он-то и озвучил принципиальные установки властей верховных. Уже на осенней или, в крайнем случае, весенней сессии парламента будет обсуждаться закон по изменению организационно-правовых форм учреждений культуры. Швыдкой считает, что в этой сфере сохраняется социалистическая система, совершенно неэффективная в нынешних рыночных условиях. Все учреждения культуры, а во времена перестройки их число выросло в десятки раз, находятся на дотации государства. К примеру, в советское время в Москве было 7 симфонических оркестров, сейчас - 30. Государство не может выполнить свой мандат и обеспечить достойное существование всем. В мире гораздо большее количество учреждений культуры, но они существуют в основном на средства меценатов и спонсоров. Ни одно государство не в силах нести такое "культурное бремя", которое образовалось вРоссии. Швыдкой, кстати, рассказал, что он лично присутствовал при забастовке сотрудников Музея современного искусства в Нью-Йорке (это частный музей), которые получают нищенскую зарплату.

Есть план разделения российских учреждений культуры на "автономные" и "специальные государственные некоммерческие организации". Бюджетное финансирование будет осуществляться в форме субсидий, "одной строкой". Ответственность за выживание "некоммерческих организаций" ляжет на их менеджмент. Под крылом государства останутся лишь избранные. Таким образом, суть реформы - в сокращении государственного финансирования искусства.

На федеральном уровне изменения должны начаться с 1 января 2006 года. Но наш местный опыт говорит о том, что в Питере изменения могут начаться и раньше, при этом весьма экзотические.

Елена Петрова

Много драматических Городские театры осознали свою главную ценность  »
Юридические статьи »
Читайте также