Не заплатить или недоплатить? За ошибку при уплате налогов можно лишиться не только имущества, но и свободы

В ближайшие дни Государственная Дума должна рассмотреть проект закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса РФ". Речь идет как об уклонении от уплаты налогов, так и о небольших налоговых недоплатах со стороны законопослушного налогоплательщика.

Отметим, что на суд законодателей будет представлено как минимум два варианта, причем прямо противоположных, документов на сей счет. В ходе парламентских дебатов, предрекают налоговые эксперты, их количество может резко увеличиться. И такой интерес к этой проблеме вполне понятен. По сути, по действующему ныне законодательству на практике возникают ситуации, когда в отношении налогоплательщика, своевременно уплачивающего налоги, но допустившего ошибку при их исчислении, которая, естественно, приводит к частичной недоплате налогов, возбуждается уголовное дело. При этом сумма неуплаченного налога по сравнению с общей суммой начисленных и уплаченных налогов не принимается во внимание. Срок исковой давности по налоговым "преступлениям" составляет три года. Другими словами, если вы, как вам кажется, честно заплатили налоги и к вам пришли налоговые инспектора с проверкой, то они могут произвести выемку документов за три года, и если вам доначислили налог трехлетней давности, то руководитель и главный бухгалтер предприятия могут понести уголовную ответственность. Виды наказаний за такие нарушения могут быть разные - начиная от "небольшого" штрафа в виде пеней и до лишения свободы и конфискации имущества. Причем так называемых недочисленных налогов может оказаться в процентном отношении к уплаченным довольно-таки смехотворной суммой.

Новый Налоговый кодекс, несмотря на то, что он является законом прямого действия, то есть его никто не может трактовать произвольно, по большому счету таковым документом не оказался. Не секрет, что существуют внутренние методические рекомендации по расчету налогов для местных налоговых инспекций. И в принципе это нормально, так как многие статьи кодекса можно трактовать как в пользу налогоплательщика, так и в пользу фискальных органов. На разрешение споров существует суд, который, к слову сказать, довольно-таки часто выносит решение в пользу именно налогоплательщика. Однако для того, чтобы дождаться решения суда, нужно время и подчас ждать приходится долго. А пока суд да дело, можно открыть и уголовное дело, частенько не принимая во внимание добросовестность какого-то конкретного налогоплательщика. И, надо сказать, нечто подобное мы наблюдали со знаменитыми "маски-шоу".

Следует оговориться, что никто, пожалуй, не станет оспаривать желание властей наказать налогоплательщиков за недобросовестность, а вернее за неуплату налогов. В цивилизованных странах подобные действия караются, и довольно-таки строго. Все помнят судебные процессы против звезд экрана, именитых спортсменов, чиновников. В некоторых странах пошли намного дальше, не довольствуясь работой налоговых служб. Так, в частности, в США разработана система поощрений, которая предполагает 25 тысяч долларов в качестве субсидий каждому, кто предоставит конфиденциальную информацию о тех, кто осуществляет махинации с налогами. Личность информатора остается конфиденциальной. Сам же мошенник, который добровольно сообщит о своих нарушениях, не будет преследоваться по суду, а только нести гражданскую ответственность в виде штрафа с выплатой требуемой суммой налога. У нас, как видим, ситуация иная - даже если налогоплательщик и готов добровольно доплатить, к нему могут применить меры не только гражданского, но и уголовного законодательства.

Итак, один из внесенных депутатами законопроектов предлагает: "в целях устранения налоговой ошибки уклонение от уплаты налогов признать совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов за налоговый (отчетный) период превышает 50 процентов от суммы задекларированных налогов, а в особо крупном размере - 100 процентов. При этом предлагается внести термин "однократности", который отсутствует в законе, вследствие чего сегодня подобная формулировка позволяет "считать уклонение от уплаты налогов физическим лицом за несколько налоговых периодов единым продолжаемым преступлением". С данной трактовкой согласился профильный комитет Госдумы, решив вынести его на суд нижней палаты парламента. Но, похоже, такая трактовка налоговых нарушений не устраивает Правительство.

В конце ноября в Думу были внесены предложения кабинета министров по данной проблеме, в которых, в часности, говорится, что, по "мнению Правительства Российской Федерации, данный закопроект необоснованно увеличивает размеры крупного и особо крупного ущерба при привлечении лиц к уголовной ответственности до 600 тысяч рублей и 6 миллионов рублей соответственно". И далее - "сумма неуплаченных налогов в первом случае должна превышать 10 процентов от суммы налогов, включенных в налоговую декларацию, а во втором случае - 20 процентов". Чиновники, похоже, боятся, что смягчение за ошибку может привести к массовому уклонению от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах. И, к слову, получив подобное заключение, профильный комитет Госдумы переменил свое мнение о снижении ответственности за налоговые ошибки и неточности, тут же дав на него отрицательное заключение и решив, что рассматривать надо как минимум два альтернативных законопроекта - депутатский и правительственный.

Какова же альтернатива?

Как следует из справки, подготовленной юридическим управлением Госдумы по двум альтернативным законопроектам, существуют принципиальные отличия между ними. Итак, в действующем Уголовном кодексе установлен открытый перечень способов уклонения от уплаты налогов, что является инструментом давления на налогоплательщиков. Депутатский вариант предлагает установить закрытый перечень, который охватывает все способы уклонения от уплаты налогов, поскольку в качестве важнейшего признака налоговых преступлений определяет умышленные действия налогоплательщика, повлекшие неуплату налогов. В правительственном же варианте перечень способов уклонения от уплаты налогов является размытым и неопределенным, поскольку к способам уклонения предлагается относить, в частности, непредставление налоговым органам сведений для взимания налогов, либо представление недостоверных сведений с целью обмана налоговых органов. Таким образом, для возбуждения уголовного дела достаточно предположений налоговой полиции (впоследствии - МВД) об ее обмане налогоплательщиком.

Во-вторых, конкретный вид уголовного наказания за уклонение от уплаты налогов вплоть до лишения свободы зависит в основном от того, совершено уклонение от уплаты налогов в крупном или в особо крупном размере. И если первый вариант законопроекта устанавливает для физических лиц и организаций одинаковый размер налога, неуплата которого признается совершенной в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов превышает 600 тысяч рублей, а в особо крупном - шесть миллионов, то второй документ предлагает различный размер налога, неуплата которого дает основание для возбуждения уголовного дела.

Третье, что касается, пожалуй, всех налогоплательщиков. Чиновники предлагают конфискацию имущества физических лиц при уклонении от уплаты налога с организаций. То есть без имущества останутся глава и главный бухглатер предприятия. В то время как депутаты считают, что налогоплательщика можно освободить от уголовной ответственности, если он полностью рассчитался по своим налоговым долгам.

Какой вердикт вынесут парламентарии - будет ясно уже в ближайшее время. Но при любом раскладе те, кто уже пострадал от 198-й и 199-й статей УК, вряд ли получат какие-либо компенсации. Может, повезет тем, кто только в будущем окажется в подобной неприятной ситуации. Однако можно напомнить, что почти четыре года назад, когда Правительство вносило Налоговый кодекс в Думу, представитель Министерства финансов России заявил, что "налоговый орган должен обратиться к налогоплательщику с требованием уплатить налог, установить срок, в соответствии с которым должно выполняться это требование, и в течение этого срока налогоплательщик может либо согласиться с налоговым органом и уплатить налоги, либо оспорить это решение как по форме, так и по существу, как по сумме, так и по тем основаниям, на которых выставлено это требование..." Более того, четыре года назад обещали смягчение налоговых наказаний, так как "однажды нарушив законодательство, налогоплательщик рискует оказаться в ситуации полного банкрота, когда ему выставляют все причитающиеся штрафы и пени", так как эти суммы иногда в семь раз больше, чем сумма реального ущерба неуплаченного налога.

Татьяна Афанасьева

За неуплату налогов и невозвращение валюты против ФК "Спартак" возбуждено уголовное дело.  »
Юридические статьи »
Читайте также