Пожар страстей в чаще реформ

В ходе подготовки к VII форуму "Лесопромышленный комплекс России XXI века", который пройдет 4-7 октября, появилась новая тема для дискуссий. Ее подарили в Минэкономразвития РФ, где объявили, что в ближайшее время собираются принять среднесрочный план повышения таможенных пошлин на экспорт круглого леса О пользе ограничительных мер на вывоз необработанной древесины за рубеж говорят давно, но проблема в том, что резкая смена правил игры не способна остановить лесозаготовки, из-за чего возникает риск потери значительного количества рабочих мест в глубинке, где и без того людям сложно трудоустроиться.

Сложность также в том, что создать современное деревообрабатывающее производство без современного оборудования невозможно. А многие машины выпускают только за рубежом. Потому в Правительстве РФ готовы одновременно отменить пошлину на его ввоз. Не исключено, что это может быть сделано до ноября 2005 года.

Другая тема, которая вызывает жаркие споры, - новая редакция Лесного кодекса РФ . Казалось бы, его проект уже принят в первом чтении и ряд правительственных чиновников уверял на весенних пресс-конференциях, что законотворческий процесс к концу 2005-го выйдет на финишную прямую. Однако все оказалось непросто: недавно в подкомитете по лесному законодательству Госдумы РФ предложили пересмотреть до конца октября 2005 года результаты первого чтения, чтобы отклонить проекты новой редакции Лесного кодекса и федерального закона. Это решение поддержали и в Торгово-промышленной палате РФ.

Одновременно Минприроды РФ рекомендовано создать рабочую группу с участием представителей субъектов Российской Федерации, науки, лесоводческого комплекса и лесного бизнеса, которая должна внести поправки в действующий Лесной кодекс РФ. Пакет таких поправок уже готовят.

В Федеральном агентстве лесного хозяйства (ФАЛХ) дали понять, что не в восторге от затягивания реформы ЛПК, контуры которой закреплены в новой редакции Лесного кодекса и в ряде федеральных законов и документах, касающихся вопросов ценового и таможенного регулирования лесной продукции. В их русле уже начали менять порядок лесопользования, систему управления и бюджетирования лесного хозяйства, включая перераспределение полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации.

Новая редакция Лесного кодекса должна помочь урегулировать отношения собственности на лесной фонд, предметы ведения и ответственности. Поэтому в ФАЛХ призывают депутатов к благоразумию и надеются на принятие соответствующих законопроектов в 2006 году.

Ведь это может привести к тому, что придется корректировать и программы воспроизводства лесов на 2006-2008 гг. А под них нужно успеть запланировать средства. Это важно для сохранения ценных пород деревьев и усиления защиты лесов от вредителей и болезней.Кроме того, торможение законодательного процесса отразится и на процессе реструктуризации лесхозов, в ходе которой предстоит отделить функции госнадзора от хозяйственной деятельности. Но как это сделать, если сейчас лесхозы вынуждены заниматься вырубками древесины, чтобы восполнить финансовые бреши в своих бюджетах?

В ФАЛХ планировали переложить часть расходов по лесопользованию и лесовосстановлению на арендаторов лесных участков. Но для этого надо менять законы.

Ситуация в ЛПК заставила премьер-министра РФ Михаила Фрадкова провести специальное совещание в Костромской области, в котором приняли участие представители Минэкономразвития, Минпромэнергетики РФ и "Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России". К определенным выводам на нем так и не пришли.

Масла в огонь недавно подлило обнародование результатов проверок внешнеторговых операций с древесиной, проведенных Счетной палатой РФ в январе-феврале 2005 года. Они указывают на отсутствие жесткого контроля и эффективного учета вывозимого сырья, из-за чего бюджет недополучает огромные средства.

А новая редакция Лесного кодекса РФ, лоббируемая ФАЛХ, не вносит в этом плане никаких особых корректив. Потому в Правительство РФ адресовано письмо с предложением мер, направленных на упорядочивание внешнеторговых операций с древесиной и изделиями из нее.Так что логика экспертов ТПП РФ понятна: сейчас гораздо важнее заткнуть ряд "пустот" в правовом поле, которые позволяют лесоэкспортерам проводить "теневые" операции, а при попытках применить к ним санкции - забрасывать суды исками и выигрывать дела. Корень проблем в том, что нынешние стандарты и правила основаны на защите отраслевых, а не государственных интересов. На такой зыбкой почве крайне сложно сформировать модель структурной реформы ЛПК.

Андрей Лазарев

Российских полиграфистов не пускают в печать  »
Юридические статьи »
Читайте также