Меньше пива — больше позитива?

Последний летний месяц отрезвляет россиян потоками все новых законодательных коктейлей кремлевского разлива. Не успели откипеть страсти вокруг “Закона о монетизации”, тут же накатили не менее лихие поправки к “Закону о рекламе”, ограничивающие пропаганду пива — одного из самых “народных” напитков.

Этим актом законодатели начали священную борьбу с эпидемией пивного алкоголизма, который, оказывается, является одной из самых жгучих проблем современной России. Благородное намерение народных представителей “оздоровить нацию”, однако, грозит обернуться очередными правовыми граблями.

История “пивной войны”

Вообще-то, война с “пивным алкоголизмом” в России носит отнюдь не “блицкриговый”, а довольно затяжной характер. Началась она еще два года назад, когда в Госдуму был внесен законопроект Законодательного собрания Омской области “О внесении дополнений в Федеральный закон “О рекламе””, безапелляционно приравнивавший пиво к алкогольной продукции и запрещавший его широкомасштабную рекламную пропаганду. Правда, эта нормотворческая инициатива не дошла даже до первого чтения — в последний момент омичи “передумали” и сняли свой проект с повестки дня. “На Законодательное собрание Омской области надавили, запугав их тем, что правительство дает отрицательный отзыв! — негодовал тогда Владимир Жириновский. — Если правительство идет на поводу у пивной мафии страны, то мы не будем такое правительство поддерживать!”

Действительно, вскоре Дума приняла в двух чтениях ограничительный законопроект, разработанный на сей раз “левыми”, правда, более компромиссный, но все же призванный “наказать рекламодателей и всех владельцев пивных компаний”. За что? Как уверяли сами пивовары, за эффективную, во-первых, конкуренцию с водочными компаниями, чьи интересы лоббировали некоторые думцы, а во-вторых, за нежелание “делиться” пивными прибылями с самими законодателями. Неизвестно, договорились ли в тот раз депутаты и пивовары, но после второго чтения законопроект “О пиве” благополучно заглох до лучших времен.

И вот новая Госдума решила воскресить былые лозунги об общенародном здоровье, а вместе с ними и свой резко пошатнувшийся авторитет. Источник “Дела” в “Единой России” утверждает, что фракция “выбила” возможность как-то улучшить свой имидж в глазах избирателей, когда торговалась с правительством по поводу закона о монетизации льгот: “Никто, конечно, не надеялся, что “пивной” закон сможет действительно отвлечь внимание от “льготного”, но в регионах депутаты смогут предъявить избирателям хоть какое-то достижение”.

Прощай, мадам Козявкина!

Реанимация пивного закона шла бы быстрее, если б не традиционное сопротивление со стороны правительства, пожелавшего вернуть документ во второе чтение, чтобы внести свои поправки, которые думцы, впрочем, в основном, отклонили.

Во втором чтении из-под ограничений на рекламу были выведены прочие (кроме пива) напитки с содержанием алкоголя более 0,5%. Почему Госдума “уважила” производителей “Отвертки” и прочих слабоалкогольных коктейлей, руководитель рабочей группы по доработке законопроекта Любовь Слиска объясняет дельфийски туманно: “Алкогольная зависимость, к сожалению, гораздо больше в России, чем наркотическая и любая другая”.

Ей как будто пытается возразить лидер Партии жизни и председатель Совета Федерации Сергей Миронов: “Пиво — продукт качественный, а российское пиво является одним из лучших в мире!”. Но тут же смущенно оговаривается: “Но реклама пропагандирует такой образ жизни, который приводит к спаиванию молодежи”.

Как бы то ни было, но, несмотря на все недоработки и противоречия, закон был торопливо принят в третьем чтении Нижней и спешно одобрен Верхней палатами Федерального Собрания. Создается ощущение, что начатая (возможно, как вполне конъюнктурная мера) борьба “за здоровый образ жизни нации” довольно быстро приобрела вид контрпродуктивной политической истерики. Прямо как в одном рекламном ролике, где пылкая мадам Козявкина, вознамерившись “составить счастье” пивовара Ивана Таранова, “сама все испортила” своей вздорной категоричностью: “Чтобы пива этого я в доме больше не видела!”

Отныне российские парламентарии желают “не видеть” пиво ближе чем за 100 метров от учебных и медицинских заведений, культовых сооружений и мест “культурного отдыха” (про молодежные организации, о благе которых, собственно, и пекутся государственные мужи, ничего не сказано). Список “запрещенных” мест будут составлять муниципалитеты. Законодатели запретили вдобавок использовать в рекламе пива мультипликационные фильмы, так что прощайте, пивовар Иван Таранов и мадам Козявкина!

Законодательные недоноски

“Запрет на размещение рекламы пива на спортивных сооружениях, а также во время радио- и телевизионных трансляций приведет к тому, что РФ не сможет проводить на своей территории крупнейшие международные соревнования. А это — изоляция России от мирового спортивного сообщества”, — предупреждают в открытом письме, адресованном власти, Российский футбольный союз и Федерация хоккея России.

“Мы похороним спорт, спортивные сооружения, оздоровительный образ жизни тем, что перестанем рекламировать пиво? Нет, не похороним, я вас уверяю!” — отражает атаку спортсменов Любовь Слиска и несколько зловеще резюмирует: “Просто некому будет бежать за “Клинским””

Пивоваренная компания “Балтика” — партнер многих российских чемпионатов — сразу же заявила, что будет вынуждена отказаться от спонсорства всех спортивных мероприятий. Остальные пивные компании и пользующиеся их поддержкой спортивные союзы еще не успели опомниться от шока, как вдруг власть сама двинулась на попятную, объявив о намерении “поправить” проблемные моменты закона. Правда, уже осенью, после того, как его утвердит президент.

Член думского комитета по экономической политике рассказал “Делу” на условиях анонимности, что правкам, скорее всего, подвергнутся статьи, касающиеся использования в рекламе образов людей и животных, а также времени трансляции рекламных роликов на телевидении. В последнем вопросе Госдума найдет союзников и в Верхней палате: Сергей Миронов уже подал соответствующую надежду, заявив, что Совфед готовит поправки, касающиеся трансляции спортивных мероприятий, когда их спонсорами являются пивные компании.

Странная тенденция последних месяцев: законы принимаются в рекордные сроки, “с брачком” и с обещанием довести их до ума когда-нибудь потом. Правда, “потом” вместо поправок принимаются новые законы-недоноски, раздаются новые обещания и т.д.

Все это заставляет задуматься о том, что, желая, с одной стороны, успеть отработать “заказ” президента и правительства, а с другой, хоть как-то оправдать доверие и надежды избирателей, федеральные депутаты впопыхах имитируют продуктивную деятельность, принимая порой довольно вздорные, хотя и не правительственные (“собственные”) законы.

И вот уже милый друг народа Любовь Слиска грозится упорядочить рекламу мобильных телефонов, гигиенических прокладок, соков и стиральных порошков: “Зачем говорить, что у той компании такой тариф, у нас такой? Да все вы одинаковые: лупите с нас, когда хотите, и за входящие, и за исходящие!” Каково! Чем, скажите, Слиска не Жан-Поль Марат!

А если, скажем, мобильные компании не захотят по-хорошему сделать свою рекламу более “слиской”, то можно вспомнить о вреде их товаров для здоровья нации. Ведь, как твердо знают в окружении Слиски, разговоры по мобильнику ведут к раку ушей — что там еще... А, мозга!

Сергей Тарасов, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

— В России законодательные запрещения не всегда приводили к тем последствиям, которых от них ожидали. Вспомним “сухой закон”, который был введен еще при советской власти — он не привел ни к какому “возрождению”. Хотя перебор в рекламе пива, конечно, есть. У нас она превратилась в художественный фильм про прекрасный образ жизни. Дети зачастую помнят такие ролики наизусть. Но перестанут ли они пить пиво после новых запретов?..

Владимир Радионов, генеральный секретарь Российского футбольного союза:

— Мы развиваем футбол — одну из составляющих здоровья нации. А теперь нам “обрезают” серьезное финансирование — поддержку пивоваров. Петербургская компания “Балтика” сейчас финансирует турнир хоккеистов — до этого соревнование фактически умирало. “Балтика” спасла турнир. Мы с хоккеистами единым фронтом попытались выступить с требованием изменить закон. Реакция власти: закон принят. С нашим союзом при его обсуждении никто не советовался. Что касается “здоровья нации”, то здесь нужны другие меры. В западных странах система финансирования спорта пивными компаниями устоялась, и никто не говорит, что это угрожает здоровью нации.

Оксана Григорова, директор по репутации компании “Тинькофф”:

— Лучше было бы не изобретать велосипед, а пойти по общеевропейскому пути законодательного регулирования — поднять возрастной ценз для покупателей пива, запретить его распитие на улице. А все нынешние ограничения не решат проблему.

С нами, к слову, никто не советовался. Все это очень напоминает советские способы государственного воздействия: сперва все запретить, а потом “разберемся”.

Алексей Кедрин, начальник отдела по связям с общественностью компании “Балтика”:

— Мы предложили включить представителей Союза пивоваров в комиссию по выработке предложений — нам отказали без объяснений. Ни рекламные, ни спортивные ассоциации к обсуждению законопроекта также не допустили.

Нам запрещают показывать уже снятые дорогостоящие ролики, говоря о каких-то “образах людей и животных”! Что такое “образ” — голос, свист, тень, силуэт — в законодательстве не прописано. А, скажем, Чебурашка — это животное? А Телепузик — это кто? Отныне даже безалкогольное пиво рекламировать будет нельзя, а вот алкогольные коктейли — можно! Это репрессии только против пивоваров! Думаю, что в Думе лоббируются интересы производителей спирта, а пивоварам не уступили, потому что они не дали взяток.

Вячеслав Мамонтов, руководитель исполнительного секретариата Союза российских пивоваров:

— В Европе, в основном, контролирование рекламы пива осуществляется на уровне саморегулирования. Мы тоже начали делать первые шаги в этом направлении: принят Кодекс чести российских пивоваров, подписано соглашение с Ассоциацией коммуникационных агентств России о социальном партнерстве в области рекламы. И правительство нас, в основном, поддерживает. Другое дело — Дума, которая сейчас практически отстранена от решения многих серьезных экономических вопросов, поэтому она, наверное, и хочет “порулить” там, где может. Ясно одно: в нашей стране пытаться что-то прогнозировать бессмысленно.

Екатерина Семыкина

Госдума дала по пиву  »
Юридические статьи »
Читайте также