Или ишак сдох, или падишах Когда местное самоуправление перестанет быть декоративным?

Местное самоуправление в России будет вводиться постепенно - его будут "прививать" населению и чиновникам еще три года в течение так называемого переходного периода с 1 января 2006-го до 1 января 2009 года .

Мотивация Кремля - не все регионы готовы, несмотря на то, что в истории современной России было принято два федеральных закона о МСУ (местном самоуправлении), в 1995 и 2003 годах. Однако, по мнению многих экспертов, дело не только в малой готовности областей, краев и округов: местное самоуправление было нужно федеральному центру в качестве противовеса излишней самостоятельности избираемым населением губернаторам. После того как губернаторов стал назначать сам президент, необходимость в форсировании процесса отпала. Кроме того, без четкого разграничения полномочий и уровня ответственности, без финансовой базы и, следовательно, решения вопроса о собственности (здесь-то и "зарыта собака") местная власть будет по-прежнему оставаться малоэффективным придатком региональных чиновников.

Экономической основы для полноценного функционирования муниципальной власти как не было, так и нет. Нет налоговой модели, хотя очевидно, что как минимум земельный налог и налог на доходы физических лиц должны идти в местную казну. В России между тем по-прежнему действует привычная система перераспределения бюджетных средств, позволяющая лояльных муниципалов поощрять, а строптивых держать на голодном пайке. А в Петербурге принята просто расчудесная практика, вряд ли соответствующая европейским стандартам, - депутаты ЗакСа из так называемых своих резервных фондов "благодетельствуют" муниципальным органам на территории своих избирательных округов. Дело, конечно, благородное, особенно за счет казны, и непременно требующее взаимного понимания (причем не только депутатов, но и исполнительной власти) на очередных выборах всех уровней... Кстати, о выборах. Когда власть говорит об их бессмысленности из-за фальсификаций на избирательных участках и малой явке избирателей, то в этом есть большая доля лукавства: а кто правила игры задает?

Конечно, поскольку Россия подписала Европейскую хартию о местном самоуправлении и старается соблюсти внешние формы демократического государства, ей, что называется, "воленс-ноленс" придется довершить строительство этого не очень органичного для российского менталитета института. И вот в августе в полпредстве СЗФО прошло совещание на эту поднадоевшую за годы реформ тему. Было заявлено - Северо-Западный округ готов к введению местного самоуправления. Зачем же в таком случае тянуть три года? Возможно, по принципу - или ишак сдохнет, или падишах?

В Северной столице, казалось бы, вообще не должно быть никаких препятствий европейским новациям - мечтая о звании для Петербурга города европейских стандартов, Валентина Матвиенко недавно заявила, что она "ярая сторонница муниципальной власти". Только вот, посетовала хозяйка Смольного, местное самоуправление должно быть не декоративным, а эффективным.

Хочется возразить господам чиновникам: раз уж взялись строить местную власть сверху - стройте! Но тогда не отрицайте очевидного - в этом случае успешность работы МСУ во многом зависит от муниципальной политики субъекта Федерации. Г-жа Матвиенко на пресс-конференции по случаю двухлетия своей работы на посту губернатора произнесла знаковую фразу: вместо 111 муниципальных округов в Петербурге должно быть 18. А Валентина Ивановна если что скажет, то и делает, так что готовься к укрупнению, местное самоуправление! И обоснование под эту идею подведено вполне логичное и понятное населению: 2,5 млрд рублей выделено на муниципальные округа, но больше половины из этих денег идет на зарплаты местных чиновников. Все потому, считает г-жа Матвиенко, что нет контроля со стороны представительной власти. Но когда будет местное самоуправление на уровне районов - тогда каждая копейка будет на счету! Однако во Франции, в Страсбурге к примеру, власть движется в обратном направлении - ближе к народу, для ч его даже образованы своего рода мини-мэрии - чтобы человек в случае чего не бежал в центральную префектуру, а решал свои бытовые проблемы поблизости от места жительства. Тогда и население становится активней и инициативней, когда до власти рукой подать...

Новый закон о местном самоуправлении в Петербурге был принят ЗакСом в мае нынешнего года, но не вызвал энтузиазма у муниципалов - слишком малы оказались их полномочия, хотя депутаты и отстояли кое-какие дополнительные права для местного самоуправления, например вопросы благоустройства. А осенью муниципалы совсем осмелели - вслед за городом Ломоносовым МС поселка Комарово обратился к питерским парламентариям с просьбой отдать им муниципальные дороги. С благословления Валентины Матвиенко скоро будет создан Совет муниципальных образований (в соседней Новгородской области что-то подобное действует уже несколько лет). Так что, может быть, ишак, то бишь МСУ, выживет?

Людмила Тимофеева

Антимонопольщики грозят "Вилашу"  »
Юридические статьи »
Читайте также