Водочные акцизы: от добра добра не ищут

"Сегодня дебатируется вопрос о том, что акциз на алкоголь надо взимать ступенчато: и с производителя, и с акцизного склада, и с розницы. По моему мнению, это абсурдный подход", – считает генеральный директор ЗАО "Холдинговая компания "Ладога" Вениамин Грабар.

"Абсурд состоит в том, что чиновники таким образом пытаются совместить два совершенно не совмещаемых способа взимания акцизов.

Необходимо определиться и идти либо по американской, либо по немецкой модели взимания акциза, но совмещать их вместе нельзя. Трехступенчатую систему взимания акцизов создавать по меньшей мере глупо. В результате начнется сумасшедшая неразбериха и не будет основы, базиса – что же в итоге у нас облагается налогом: розница или производство.

Глобально отрасли нужно только одно: ничего не менять еще хотя бы года два. Уж если пошли путем акцизных складов, так надо довести эту систему до ума. Получим эффект – оценим, потому что те 1,5 года, которые прошли, еще не дают ожидаемого эффекта.

Только в последние полгода мы имели тот эффект, который должен быть от введения системы акцизных складов.

Сейчас надо дать отрасли возможность встать на ноги, стабилизироваться; любое изменение только на руку нелегальному производству. Только через полгода или 8 месяцев положительный эффект докатывается до легальной составляющей этого рынка.

Сейчас кардинальные изменения, такие, как введение акциза на спирт, вводить нельзя. Либо это надо было делать сразу, либо уж теперь давайте в системе акцизных складов поработаем.

50 на 50

То самое перераспределение акцизов, которое производится сегодня на законодательном уровне в процессе утверждения бюджета РФ на 2003 год, – это, по сути дела, доведение до ума того, что было сделано 1,5 года назад с введением системы акцизных складов. Потому что тогда у нас, как всегда, все было сделано наполовину. Идея была в том, что производство платит акциз в федеральный бюджет, а акцизные склады с реализации в данном субъекте Федерации – в бюджет данного субъекта. В результате систему акцизных складов ввели, а бюджет исправить забыли (или не могли, или не хотели). Получилось, что производство платит 50 на 50, и акцизные склады платят 50 на 50. Система была создана, но работала не технологично и не так, как создавалась. Сейчас в новом проекте бюджета РФ на следующий год четко определено, что акцизы с производства ликероводочной продукции платятся в федеральный бюджет. А акцизный склад платит в бюджет субъекта. Т.е все, что продается в данном конкретном субъекте, эта половинка акциза, должно поступать в местный бюджет, и это справедливо. Если же завод напрямую отгружает продукцию в том же субъекте, где и производит, то вторую половину акциза он платит в местный бюджет.

Безусловно, у этого подхода есть масса противников, так как у нас есть регионы, где в свое время исполнительной властью была выстроена достаточно серьезная система производства при минимальном количестве потребления – к примеру, Кабардино-Балкария.

Но при этом вводимая система взимания акцизов справедлива и действительно легализует рынок. В следующем году, я думаю, будет очевидный положительный эффект от этих изменений. В результате больше получат и федеральный бюджет, и субъекты Федерации.

C2H5OH

Введение акциза на спирт на данном этапе несвоевременно. Так как он потребует для ликероводочных предприятий достаточно серьезного увеличения оборотных капиталов. Сейчас есть определенная отсрочка по оплате этого налога. В случае же появления этого акциза ликероводочному заводу придется платить все сразу. По объему средств это неподъемно для предприятий. Нет таких капиталов! И так сегодня заводы авансируют бюджеты, заказывая региональные специальные марки за 60 дней до начала квартала. Таким образом акцизные склады или заводы, имеющие акцизные склады, фактически авансируют бюджет на полгода вперед".

Татьяна Вильде

Правительственная комиссия на заседании 9 октября рассмотрит вопросы маркировки алкогольной продукции  »
Юридические статьи »
Читайте также