Угадай, почем мелодия Сколько можно заработать на мелодиях для сотовых телефонов?

Российские телеканалы неожиданно оказались заполнены рекламой фирм, предлагающих мелодии для мобильных телефонов. Поскольку реклама на ТВ дело недешевое, понятно, что на мобильной музыке делаются очень неплохие деньги. Мы решили разобраться, кто и сколько зарабатывает на желании владельцев телефонов выделиться из толпы.

По ком звонит мобильник?

Продажей мелодий и картинок для мобильников занимаются так называемые контент-провайдеры -- фирмы, предоставляющие владельцам телефонов всякие дополнительные услуги (кроме мелодий -- профессионалы их называют рингтонами -- это java-игры, заставки и пр.).Известно, что из 130 российских контент-провайдеров самые активные и серьезные работают в Петербурге. Они зарабатывают в том числе тем, что оказывают посреднические услуги другим, более мелким контент-провайдерам. По насыщенности контент-рынка Москва находится только на втором месте, на третьем -- Новосибирск. В провинции с контентом дело обстоит хуже. Считается, что там мало телефонов с полифонией и поддерживающих WAP. Кроме того, народ там хуже подкован технически.

Крупные провайдеры, такие как "Инфон", "Ревком", "I-free", "Симона" и "Jippii", за сутки принимают до 200 -- 300 тысяч вызовов. Львиную долю из них составляют заявки на рингтоны -- 70 -- 80 процентов, остальное -- картинки и игры. По данным компании "Инфон", в среднем по России соотношение заказов на полифонические и монофонические мелодии примерно 30 на 70, а в Москве и Петербурге -- 45 на 55.

Уже подсчитано, что рынок неголосовых услуг для мобильных телефонов (сюда входит все: и SMS-MMS, и рингтоны, и открытки) в России достиг невиданных размахов: 500 миллионов долларов в год. Получается где-то по 8 долларов на каждого потребителя сотовой связи, коих в России 65 миллионов. Впрочем, понятно, что не каждый из этих миллионов страдает болезнью ежемесячной смены мелодий.

Опрошенные нами контент-провайдеры говорят, что основные потребители мобильного контента -- девочки от 12 до 25. На втором месте -- дамы от 25 до 40 -- как правило, офисные работники, у которых бывает свободное время и есть доступ к интернету. На третьем -- подростки мужского пола, на четвертом -- опять же женщины, которым уже под 50 (для них провайдеры подбирают песни типа "Во поле березка стояла"). И только на последнем -- деловые мужчины среднего возраста. Для них, объясняют провайдеры, телефон -- это просто скучное средство связи. А некоторые и хотели бы поставить на телефон что-нибудь любимое, но стесняются.

Украинские ученые в прошлом году выясняли, как соотносятся личные качества человека и его любимый рингтон. Получилось, что интеллектуальные труженики предпочитают стандартные бип-бип или подражание голосам животных. Чем ниже уровень интеллекта и проще занятие владельца телефона, тем выше его любовь к классике. Было отмечено, что актеры и певцы никогда не используют классические музыкальные произведения в качестве зуммера, им больше по душе что-нибудь простенькое вроде "В лесу родилась елочка". Те же, кто мечтает прослыть оригиналом, выбирают "Мурку", "Семь-сорок" и мелодии из кинофильмов. Исследователи утверждают, что такой способ выделиться выбирают закомплексованные граждане, недовольные жизнью.

Мы поинтересовались, какие мелодии установлены на мобильниках петербургских композиторов. Андрей Петров сообщил, что ему хватает простого зуммера. Зато приятно, когда у друзей играет на телефонах музыка из "Берегись автомобиля" или "Я шагаю по Москве". А у внука композитора на аппарате установлен отдельный саундтрек для каждой девушки. Автор столь популярного недавно "Бандитского Петербурга" Игорь Корнелюк ответил, что поначалу вздрагивал, когда слышал свою мелодию в таком исполнении, но потом перестал обращать внимание. Оба заявили, что за отчисления с рингтонов не борются: хватает того, что перечисляют телеканалы.

На вопрос, с чего это в такую дикую популярность вошел рингтон "Черный Бумер", ни один контент-провайдер не смог дать внятного ответа. Самих провайдеров это удивляет. Потому что существует три направления моды на рингтоны -- и ни в одно из них "Черный Бумер" не вписывается. Направления эти такие: 1. Молодежные хиты (в основном из "Фабрики звезд"). 2. Вечные ценности: классика и саундтреки из старых фильмов. 3. "На любителя" (рэп, трэш). Для того чтобы услуги контент-провайдера всегда пользовались спросом, необходимо поддерживать баланс между всеми тремя группами. Хотя иногда бывают неожиданные откровения. Скажем, выставили на продажу "Летний дождь" Талькова, который уже сто лет никто не слышал, -- и он вдруг оказался жутко популярным.

Кому это выгодно?

В крупных фирмах на составлении рингтонов задействованы штатные сотрудники (например, в "Инфоне" таких "композиторов" двое), мелкие покупают их у авторов -- обычно студентов технических вузов. Зато java-игры под силу лишь профессионалам. Контент-провайдеры объясняют это тем, что игры приходится конструировать таким образом, чтобы они подходили к большинству моделей телефонов с самыми разнообразными прошивками. Поэтому большинство существующих сейчас java-игр закупаются за границей у солидных разработчиков. Хотя наши программисты тоже стараются не отставать.

В западных странах за услуги по закачке рингтонов взимают по 2 -- 3 доллара. В России цены ниже -- 0,9 -- 1 доллар. Из них 40 центов уходит оператору сотовой связи. То есть оператор исполняет скорее роль кассира: деньги за услугу просто снимаются со счета абонента. 60% суммы уходят контент-провайдеру, который, в свою очередь, должен расплатиться с композиторами или авторскими обществами и с программистами -- изготовителями рингтонов.

Самый скользкий вопрос: сколько процентов получает автор мелодии? То есть собственно музыки, а не рингтона. Считается, что 10%. Но не всегда. Впрочем, обычно переговоры контент-провайдеры ведут с авторскими обществами. Бывает, что композитор категорически против, чтобы его мелодия превращалось в мерзкое телефонное пи-пи-пи. Казалось, как только в полную силу зазвучат телефоны с полифонией, претензии авторов сойдут на нет. Оказалось -- наоборот.

Рингтоновые хит-парады сейчас публикуются чаще, чем рейтинги обычных песен. В них прочное лидерство удерживает Сергей Шнуров со своим "Бумером". Поэтому логично, что Шнур оказался и первым российским композитором, оспорившим право звукозаписывающих компаний продавать музыку на рингтоны. Ответчиком в суде стала компания SBA Music Publishing (дочернее предприятие "Гала-рекордс"), которая имела охранную грамоту на альбомы "Ленинграда", но не на их переработку. В суд пришлось приглашать эксперта, который пояснил, является ли рингтон оригинальным произведением, переработкой или это просто такое хитрое исполнение. Пришли к выводу, что рингтон -- это использование мобильного телефона в качестве нового прибора для воспроизведения музыки. В итоге у звукозаписывающей фирмы отсудили 100 тысяч рублей (вместо 40 тысяч долларов, заявленных Шнуровым). Представители Шнурова подсчитали, что только один сотовый оператор успел заработать на продаже шнуровских рингтонов около 90 тысяч долларов. По словамэкспертов, это гораздо больше, чем доходы от продажи кассет и компактов.

Спустя несколько недель о намерении обратиться в суд по схожему поводу объявила группа "Дискомафия", обнаружившая, что их песни "Заинька" и "Море по колено" предлагают для скачивания, не поставив в известность самих музыкантов. Впрочем, до суда дело не дошло -- звукозаписывающая компания все претензии удовлетворила. Также о намерении судиться с Российским обществом мультимедиа и цифровых сетей (РОМС) и тремя контент-провайдерами из Перми, Астрахани и Ставрополя заявил автор "Дня Победы" Давид Тухманов. Его адвокат Ирина Тулубьева сообщила "Городу", что ни о какой мировой не может быть и речи. Мало того, РОМС уже переводил Тухманову более 39 тысяч рублей за рингтоны, но мэтр отослал деньги обратно. Тем более что отправителем значилось не юридическое лицо -- РОМС, а физическое -- его бухгалтер, причем дама. "Тухманов сказал, что он с женщин денег не берет," -- объяснила Тулубьева.

Стоит отметить, что и контент-провайдеры не слишком довольны работой авторских обществ, которых, по их мнению, в России слишком много. То ли дело в Британии, где оно одно. "А у нас выясняется, что такой-то хит принадлежит дробями нескольким правообладателям, пока со всеми пообщаешься, уходит неделя, и мелодия уже становится немодной".

Чем сердце успокоится?

Что ждет рынок мобильного контента в 2005 году? В обеих столицах контент-провайдеры сетуют, что в этом году спрос на неголосовые услуги (кроме SMS), скорее всего, упадет. Во-первых, пользователи уже пресытились этой забавой, во-вторых, продвинутые и экономные будут скачивать бесплатные мелодии из интернета, любезно туда засылаемые разными умельцами. Иногда пиратские рингтоны помогают скачивать добрые сотрудники салонов связи. С ними по мере сил борются авторские общества, но не всегда успешно.

Говорят, что будущее за реалтонами -- то есть фрагментами песен в реальном исполнении -- не только с музыкой, но и со словами. Права, реалтон могут воспроизводить не все аппараты: только самые современные. Но уже сейчас в интернете можно найти и скачать фразы из "Масяни", фильма "Авиатор" и нарезку из выступлений Жириновского.

Единственные, кто не верит в будущее реалтоновского многоголосья, это контент-провайдеры. В "Инфоне" нам сказали, что в этом случае им придется кроме композиторов договариваться еще и с авторами стихов, и с музыкантами-исполнителями. Если произведение популярное -- на это, конечно, пойдут, но цена мелодии для клиента может возрасти.

В отличие от мелодий, картинками -- открытками и логотипами -- клиенты интересются не так активно. Наверное, потому, что картинку эту, кроме владельца телефона, никто не увидит, и из толпы с ее помощью выделиться не удается. Хотя приобщиться к классическим ценностям можно и таким способом. Недавно компания "Инфон" договорилась с Эрмитажем о проекте "Мобилизация вечных ценностей". Подразумевалось, что картины из Эрмитажа можно будет использовать как заставки. Сейчас на сайте выставлено 15 иконок, правда, картин там всего три: "Союз Земли и Воды" Рубенса, "Мадонна Литта" Леонардо и "Даная". Как пояснил нам контент-провайдер, шедевры больше пользуются популярностью не в Петербурге, а в глубинке. Там их и рекламируют.

Кстати, самый любимый клиент контент-провайдеров -- это провинциальные школьники, ставшие владельцами телефонов недавно. Именно они являются основными участниками мобильных викторин, телечатов и голосований -- всего, что у провайдеров зовется "медиа-интерактивным сервисом". Если два года назад об этой услуге еще никто не слышал, то сейчас она обеспечивает провайдерам 20% прибыли. Ну кто еще, кроме старшеклассников, будет всерьез участвовать в SMS-викторине, где самый сложный вопрос -- это "третья планета от Солнца: Земля, Марс или Венера"? "Фабрику звезд" с ее SMS-голосованием смотрят они же. А еще с помощью мобильного телефона можно послать друзьям привет на всю страну (телечаты на каналах MTV и Муз-ТВ). В июле прошлого года газета "Ведомости" подсчитала, что эсэмэски на "Фабрике" принесли организаторам миллион долларов всего за два месяца, а SMS-мания на "Европе плюс" -- 900 тысяч за месяц. Кстати, далеко не все участники голосований бывают в курсе, что за отправку SMS придется платить больше, чем привычные шесть центов. Если объем сообщения "Минздрав предупреждает" в рекламе сигарет специально прописан в Законе "О рекламе", то с мелким шрифтом в SMS-викторинах не борется никто.

Зато за содержанием мобильных картинок следят сотовые операторы. Говорят, был случай, когда оператор отказался иметь дело с маленьким контент-провайдером из-за продаваемой им открытки с листочком конопли.

Структура потребления контент-услуг

Рингтоны и логотипы -- 46%

Медиа-интерактивные услуги -- 20%

Информационно-развлекательные услуги (анекдоты и пр.) -- 15%

Службы знакомств и чаты -- 13%

SMS и java-игры -- 3%

Кстати

В Японии в продажу поступила мелодия для мобильных телефонов, которая, по утверждению создавшего ее композитора, способствует увеличению объема женской груди, воздействуя на подсознание. Мелодию под названием Rockmelon только за первую неделю скачали более 10 тысяч пользователей. Одна из покупательниц рингтонов рассказала, что сначала не верила в действие мелодии, принимая рассказы о ее свойствах за чистое надувательство. Но через неделю она обнаружила, что объем груди вырос на 2,5 сантиметра. Автор мелодии Хидето Томабеши не собирается останавливаться на достигнутом. В ближайшем будущем он планирует написать другие мелодии, которые помогут людям бороться с облысением, бросить курить и добавят им привлекательности в глазах противоположного пола.

Нина Астафьева

Сердечный диспансер меняет адрес "Основание для всякой сплетни - вера в безнравственность". Оскар Уайльд  »
Юридические статьи »
Читайте также