Госдума приняла в 1-м чтении новую редакцию закона "О связи"

Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О связи". Законопроект, внесенный правительством, представляет собой новую редакцию закона "О связи".

Проект документа устанавливает правовые основы деятельности в области связи, определяет круг участников, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в этой деятельности или пользующихся услугами связи.

В законопроекте получили дальнейшее развитие ключевые позиции действующего законодательства в области связи, регулирующие отношение собственности на средства связи, лицензирование деятельности в области связи и подтверждение соответствия средств и услуг связи, а также обеспечивающие единство телекоммуникационного пространства и управления сетями связи, управляемости и устойчивости единой сети связи государства в мирное время и в чрезвычайный период.

В законопроекте вводится понятие единой сети связи РФ, состоящей из сетей связи различных категорий, действующих на территории РФ. Для всех категорий сетей связи устанавливается единый порядок взаимодействия, централизованного мониторинга и в случаях, предусмотренных законодательством, - централизованного управления сетями связи.

В законопроекте уточняется, что вопросы деятельности почтовой связи РФ регулируются федеральным законом в области почтовой связи.

В новой редакции закона особое внимание уделено одной из наиболее острых проблем телекоммуникационной отрасли – лицензированию деятельности в области связи. В то время как в действующем законе о связи содержатся лишь самые общие нормы и практически процесс лицензирования осуществляется на основе подзаконных актов, в законопроекте предусмотрены нормы, детально определяющие требования и порядок подачи заявок на получение лицензий, порядок их получения, прежде всего на конкурсной основе, порядок выдачи, переоформления, приостановления и аннулирования таких лицензии.

Впервые в правоприменительной практике РФ декларируется право выбора изготовителем /продавцом/ способа подтверждения соответствия средств связи /услуги связи/ нормативным требованиям либо посредством сертификации, либо принятием декларации о соответствии. Существенно сокращен перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации. Этот перечень утверждается правительством и состоит из средств связи, оказывающих существенное влияние на функционирование единой сети связи РФ.

В законопроекте представлены принципиально новые, неурегулированные до настоящего времени на законодательном уровне положения по вопросам универсального обслуживания, оказания услуг присоединения к сети связи общего пользования и конкуренции традиционных и новых операторов связи на рынке услуг связи, а также частотного регулирования.

В законопроекте предложен широко используемый в мировой практике механизм реализации проблемы доступности к гарантированному перечню услуг связи, оказываемых на сети общего пользования /универсальные услуги/, независимо от местонахождения и уровня доходов гражданина РФ. Определены требования к оператору связи, предоставляющего универсальные услуги, а также механизм формирования резерва универсального обслуживания для обеспечения компенсации убытков, связанных с предоставлением данных услуг.

В законопроекте определены правила присоединения сетей электросвязи, в том числе и для операторов, занимающих существенное положение на сети связи общего пользования. В законопроекте вводится норма, устанавливающая публичность договора, который определяет в рамках гражданского законодательства условия оказания услуг присоединения оператором других сетей связи, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей и пропуску трафика. Кроме того, эти операторы связи, согласно законопроекту, обязаны опубликовать утвержденные условия присоединения и пропуска трафика.

В законопроекте предусматривается установление тарифов на услуги присоединения и пропуска трафика, а также с целью определения экономически обоснованных затрат по оказанию данных услуг – введение раздельного учета доходов и расходов операторов связи по видам деятельности и оказываемым услугам связи.

Законопроектом устанавливается, что использование радиочастотного спектра осуществляется при соблюдении определенных принципов: разрешительный порядок доступа пользователей к спектру при равных правах физических и юридических лиц на доступ к ресурсу, с учетом важнейших государственных приоритетов, платность и конверсия использования радиочастотного спектра, прозрачность и открытость процедур распределения и использования радиочастотного спектра.

Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи поддержал принятие законопроекта, отметив необходимость юридико-технической доработке текста при подготовке его ко второму чтению. При этом комитет считает необходимым более четко прописать порядок доступа операторов связи к объектам инженерной инфраструктуры, более четко регламентировать обязательства органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по предоставлению операторам универсального обслуживания нежилых помещений в соответствии с установленными технологическими нормативами, более подробно изложить главу "Присоединение сетей электросвязи". Кроме того, комитет считает, что отдельные положения необходимо привести в соответствие с нормами Земельного кодекса РФ. Также комитет считает необходимым доработать положения, связанные с внесением изменений и дополнений в кодекс РФ об административных правонарушениях.

При доработке законопроекта Госдума предложила комитету исходить из необходимости дополнения проекта документа нормой о праве граждан-абонентов выбирать систему оплаты местной телефонной связи.

Отвечая на вопросы депутатов относительно права такого выбора, министр РФ по связи и информатизации Леонид Рейман выразил надежду, что ко второму чтению законопроекта "удастся согласовать и найти правильную формулировку".

В соответствии с законопроектом, "основанием для проведения расчетов за услуги связи являются показания оборудования учета объемов оказанных услуг оператора связи, а также условия заключенного с пользователем договора". Некоторые депутаты считают, что таким образом в завуалированной форме правительство предлагает ввести повременную систему оплаты.

МАП ищет компромисс Между проводными и сотовыми операторами  »
Юридические статьи »
Читайте также