Телефонные думы Новая редакция закона "О связи" не нравится операторам

До конца ноября Госдума планирует рассмотреть новую редакцию федерального закона "О связи", принципиально отличающуюся от ныне действующего ФЗ.

В разработавшем законопроект Министерстве связи считают, что этот документ более адекватно отражает современное состояние рынка, на котором государство играет существенно меньшую роль, чем несколько лет назад, и его принятие позволит привести российское законодательство в соответствие с международными правовыми нормами. Однако ряд альтернативных операторов полагает, что предложенный законопроект закрепляет доминирующее положение телефонных монополистов и тормозит развитие новых технологий.

Одно из главных нововведений законопроекта - появление понятия "универсальное обслуживание", предполагающего создание специального резерва, формируемого за счет отчислений от всех операторов связи для реализации нерентабельных, но социально значимых задач: например, телефонизации сельских и отдаленных районов, где затраты на телефонизацию превышают ожидаемые доходы от эксплуатации сетей. Понятие универсального обслуживания существуют в телекоммуникационном законодательстве многих стран.

Закон вводит понятие оператора универсального обслуживания - компании, которая будет обязана предоставлять на определенной территории услуги связи по доступным ценам и будет получать за это компенсацию из общего котла. Оператора универсального обслуживания будут определять на конкурсе - победит тот, кто запросит меньшую компенсацию за свои услуги. Если же в каком-то регионе не окажется желающих нести это бремя, оператор будет назначаться правительством.

Конкретного процента отчислений в законопроекте не указано. Как рассказал "Ведомостям" представитель Минсвязи, список универсальных услуг будет с определенной периодичностью (скажем, раз в год) утверждаться правительством. Поскольку в него будет включаться разный набор услуг, оператор универсального обслуживания будет нести разные убытки. В зависимости от их размеров и будет определяться размер компенсации, а соответственно - норматив отчислений остальных операторов.

В Минсвязи полагают, что первоначально перечень универсальных услуг может включать только две позиции: услуги телефонной связи в пунктах коллективного доступа и доступ в Интернет из пунктов коллективного доступа.

Министр связи Леонид Рейман считает, что создание резерва универсального обслуживания позволит в короткие сроки ликвидировать очереди на установку телефона, а также телефонизировать населенные пункты, в которых такая связь пока отсутствует.

Другим важным нововведением законопроекта является четкое урегулирование вопросов присоединения и взаимодействия телекоммуникационных операторов. По словам директора департамента по информационному обеспечению "Связьинвеста" Олега Михайлова, холдинг всячески поддерживает четкую регламентацию межоператорских отношений, поскольку это позволит разрешить потенциальные проблемы, возникающие между местными предприятиями электросвязи и альтернативными операторами. Радует традиционных телефонистов и введение универсального обслуживания. По мнению Михайлова, это позволит предприятиям электросвязи получить импульс для нормального рыночного развития.

Ряд новаций законопроекта касается сотового бизнеса. По мнению Юрия Домбровского, президента "Ассоциации 800", объединяющей сотовых операторов стандартов AMPS/D-AMPS, законопроект лучше соответствует реалиям сегодняшнего российского рынка связи и нормам ВТО, чем действующий закон. Например, в законопроекте закреплено право каждого оператора на присоединение к сети общего пользования. При этом договор, по которому производится присоединение, должен быть публичным.

"Основной недостаток законопроекта - недопустимо большое количество отсылок к будущим документам правительства и администрации связи, что создает слишком много неопределенностей", - говорит Домбровский. Это касается прежде всего вопросов распределения ограниченных ресурсов и различных сборов с операторов. По мнению Домбровского, неясность формирования резерва универсальных услуг создает неопределенность для инвесторов, поскольку существенно влияет на окупаемость проектов. Кроме того, дополнительной конкретизации требует вопрос конверсии радиочастотного спектра.

Часть альтернативных операторов выступает против положений закона, считая его недостаточно либеральным даже по сравнению с действующим законодательством. По мнению исполнительного директора "Ассоциации CDMA" Валентина Косых, беда законопроекта в том, что он не стимулирует внедрение и развитие новых технологий и появление новых операторов. "В части, касающейся лицензирования, проект направлен на консервацию существующей ситуации", - говорит он.

Руководитель Ассоциации операторов телефонной связи Владимир Зайцев и вовсе полагает, что законопроект носит антирыночный характер. По его мнению, документ способствует закреплению приоритетного положения признанных операторов и усилению дискриминационных барьеров для новых участников рынка телекоммуникаций. Так, закон содержит положение о компенсации затрат операторам, занимающим существенное положение на сети связи общего пользования со стороны подключаемых альтернативных операторов. По мнению Зайцева, в случае подключения альтернативного оператора к традиционному происходит двусторонний обмен трафиком и между операторами должны существовать договорные условия. "Законодательно обязать одного оператора компенсировать затраты другого - значит вопиюще нарушить законодательные нормы", - считает Зайцев.

Александр Борейко

Минсвязи придержит пакет "Связьинвеста"  »
Юридические статьи »
Читайте также