Бензиновые войны: Заплатите акциз авансом

Смелость Министерства по налогам и сборам граничит с опасной самоуверенностью. С 1 января 2003 г. налоговики должны будут обеспечить фискальный надзор за 30 000 автозаправочных станций (АЗС) , сбытовыми структурами вертикально-интегрированных нефтяных компаний, нефтебаз и нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). От четкости и оперативности МНС будет зависеть прохождение финансовых потоков в системе торговли нефтепродуктами.

Принятая политически идея переноса налогового бремени из сферы производства на розничную торговлю бензином реализована со значительной степенью юридического и экономического лукавства. Неожиданно и быстро проведена "налоговая революция", меняющая всю конфигурацию топливного рынка. Практически устраняется конкурентная среда в оптовом и розничном секторах, в результате всю систему нефтепродуктообеспечения сформируют нефтяные компании. Как в плановой экономике, в каждом регионе возникнет свой распределительный "госкомнефтепродукт", только частный. В этой системе абсолютно не просматривается место малых и средних независимых операторов.

Манифест революции - изменения в главу 22 Налогового кодекса, которые переносят взимание акцизов с НПЗ на автозаправки. По думским меркам этот закон был принят молниеносно - за три дня. Возникшие затем возражения сенаторов также сняли за пару дней, а потом закон подписал президент. Предпринимательские объединения, представляющие топливозаправочный бизнес, не только не позвали поучаствовать в обсуждении налоговых новаций и прогнозировании последствий, но даже не известили об их подготовке.

Никто не возражает против переноса уплаты акциза. Это один из способов предотвратить поступление на рынок прямогонных и технических бензинов, не облагаемых акцизом (в отличие от товарных марок бензина). Вопрос, однако, в величине налоговой нагрузки и в механизме взимания. Изменения в НК увеличивают налоговое бремя и усложняют систему налогообложения.

Одно из главных новшеств законодателей - беспрецедентная авансово-зачетная система уплаты акцизов. Каждый налогоплательщик (по цепочке движения нефтепродуктов от НПЗ до розницы) должен при получении нефтепродуктов начислить акциз и при невозврате документов для его вычета в установленные сроки уплатить его, т. е. авансировать бюджет на длительный срок. А получит он зачет или возмещение уплаченного акциза после реализации нефтепродуктов и только при предъявлении полученных от покупателя счетов-фактур с отметками налоговиков.

Авансово-зачетная схема вступает в противоречие с другими главами НК, с принятыми законами и с Конституцией. Установление в качестве объекта обложения акцизами "операций по получению", а не "операций по реализации" - новинка и для зарубежного, и для нашего налогового права. Таким путем налоговики пытаются сделать прозрачными объемы реализуемого топлива на каждом этапе передачи их от одного владельца к другому.

Впрочем, не каждому будет предоставлена возможность участвовать даже в этой схеме. По новой статье 179. 1 НК юридические лица, реализующие нефтепродукты (владельцы нефтебазы, АЗС, посредники) , должны иметь специальное свидетельство о регистрации в качестве налогоплательщика. Это своеобразная "фискальная лицензия", выдаваемая налоговыми органами. Она не отменяет ни лицензии от Минэнерго, ни регистрацию в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного субъекта деятельности. При этом предусмотрена внесудебная процедура лишения налоговиками свидетельства, что позволяет им произвольно толковать нарушения и создает почву для коррупции. Отзыв свидетельства фактически лишает компанию права вести деятельность на топливном рынке в равных условиях с остальными участниками.

Но и это не все. Свидетельство не смогут получить компании, у которых на 1 января мощности по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов будут не в собственности, а, например, по договорам аренды или концессии. Таких компаний сейчас больше половины. По буквальному прочтению главы 22 НК эти компании освобождены от уплаты акциза, поскольку не имеют свидетельства. Но скорее всего налоговики заставят платить акциз и их, только не дадут им возможности провести налоговые вычеты из начисленного акциза. Следовательно, цена реализации у таких компаний будет неконкурентоспособной.

В результате один и тот же акциз будет неоднократно удерживаться со всех участников хозяйственной цепочки, а зачет при реализации получат единицы. Не из-за "нерадивости" налогоплательщика, а потому, что только счастливые обладатели свидетельств смогут получить зачет. Одновременное увеличение акциза ставит розничную торговлю на грань рентабельности. А поскольку возможности повышения цен невелики, компаниям придется "оптимизировать" уплату налогов.

Проще говоря, оптовый сектор будет просто "зачищен" от посредников. А АЗС будут выведены на прямой контакт со сбытовыми структурами одной-двух нефтяных компаний, присутствующих в регионе (почти во всех регионах нефтебазы контролируются нефтяными компаниями). Розничная сфера лишается права выбора поставщиков, уже и так символического после поглощения нефтяниками НПЗ.

Сбытовые структуры нефтяных компаний смогут устанавливать свои критерии отбора розничных операторов, с которыми они готовы работать, диктовать цены и условия сделок. Независимые АЗС вынуждены будут действовать под диктовку или уйдут с рынка, продав свои активы на условиях нефтяных компаний. Система нефтепродуктообеспечения принудительно стерилизуется от рыночной саморегуляции. Кроме того, вводимый порядок уплаты акциза предоставляет нефтяным компаниям возможность перераспределять акцизную нагрузку между своими обособленными подразделениями, в результате чего у них появится рычаг воздействия на региональные власти - от них будет зависеть стабильность местных бюджетов.

Есть и другие проблемы. Законодатели, например, решили, что на все объекты нефтепродуктообеспечения налоговики должны ввести собственные «налоговые посты», чтобы противодействовать всяким злоупотреблениям. Но пока статус расходов на содержание налоговых постов не прописан, и АЗС не смогут доказать самим же налоговикам их обоснованность, чтобы вычесть из базы налога на прибыль.

Объявлен подакцизным товаром прямогонный бензин, но почему-то с нулевой ставкой. Его оборот становится очень привлекательным, и поставки через систему нефтехимии вырастут. Почти не упоминаются газовые, технические и иные бензины, которые реализуются в отдельных регионах вполне открыто. Реальная доходность от таких операций, кстати, может окупить расходы "на содержание налоговых постов".

В итоге новая система взимания акцизов противоречит законодательству, экономически не обоснована, провоцирует конфликты между компаниями, технически неосуществима, крайне бюрократична и просто вредна. И это не первый раз: действующий сейчас во многих регионах единый налог на вмененный доход, принятый в свое время также без учета мнения предпринимателей, был причиной конфликтов из-за своего несоответствия сущности топливозаправочного бизнеса.

Регистрация лица, совершающего операции с нефтепродуктами, должна быть заявительной. А объектом обложения акцизами должна стать розничная реализация. Нужен полный отказ от авансово-зачетной схемы, взимание акциза один раз и в одном месте - на АЗС. Надо дать четкую формулировку "розничной реализации" для целей налогообложения, а затраты на налоговые посты производить из бюджета.

Автор - президент Объединения предпринимательских организаций России (ОПОРА) и Российского топливного союза (РТС) Сергей Борисов

Акцизное сопротивление Регионы рискуют не получить бензиновых доходов  »
Юридические статьи »
Читайте также