Книжный рынок принял удвоенную дозу НДС. Состояние удовлетворительное

За 2002 год книжный рынок по основным параметрам, на первый взгляд, уменьшился. Количество проданных книг заметно сократилось, хотя объем продаж сохранился на прежнем уровне.

Таким образом, не оправдались опасения книгоиздателей, что введение 20% ставки НДС на их продукцию погубит рынок.

По предварительным данным Российской книжной палаты (РКП), в 2002 году издано 72 тыс. наименований книг и брошюр (согласно регистрации обязательного экземпляра) общим тиражом 500 млн экземпляров. Общий тираж выпущенной литературы в прошедшем году по сравнению с 2001 годом сократился почти на 50 тыс. экземпляров, но в то же время почти на 2 тысячи увеличилось количество наименований.

За десятилетие, с начала 90-х годов XX века, рынок вырос почти в 2 раза: с 40 тысяч наименований книг до 70 тысяч.

Около 85% совокупного объема книжного рынка занимают московские издательства. На долю петербургских приходится только 8%.

Главная проблема книгоиздателей

По данным Российской книжной палаты, за первое полугодие 2002 года выпуск книг по количеству наименований вырос на 7,9%, а тиражи упали почти на 13%.

Падение тиража в 2002 году напрямую связано с введением в действие с 1 января 2002 года НДС 20%, уровнявшего тем самым книгоиздание с большинством отраслей. Правда, для учебной и научной книжной продукции, а также для периодических печатных изданий (кроме рекламных и эротических) установлена пониженная ставка НДС -- 10%.

Кроме того, с начала 2002 года на книжную продукцию был установлен 5%-ный налог с продаж (НСП). Книжная торговля сразу же отреагировала на эти законодательные введения, значительно подняв розничные цены по разным группам изданий до 40%, а с учетом всех экономических факторов -- до 70%. Это привело к резкому падению спроса.

Высокая ставка НДС в книжном бизнесе также существует в Дании и Швеции. Но в большинстве стран государство поддерживает книгоиздание, освободив отрасль полностью или частично от налогообложения.

По словам вице-премьера РФ Валентины Матвиенко, курирующей СМИ и издательское дело в России, "государство ошиблось" при установлении для книжной отрасли 20% НДС. Тем не менее оно не торопится пересмотреть ставки налога.

Игроки книжного рынка видят несколько возможных решений этого вопроса на правительственном уровне, надеясь на полную отмену НДС для детской и учебной литературы и понижение -- для остальной (см. врезку).

Конечный результат

Рынок книгоиздания строится совместными усилиями нескольких бизнесов: издательств, полиграфии, целлюлозно-бумажной промышленности, книготорговых магазинов и сетей. Если для бумажной и полиграфической промышленности выпуск книг -- лишь небольшое поле их деятельности, то книгоиздание и книжная торговля очень жестко взаимосвязаны.

Полиграфия

В конце 2001 года Правительство РФ запустило программу "Поддержка полиграфии и книгоиздания России (2002-2005 гг.)". На ее реализацию выделено 729 млн руб. Несмотря на целевое финансирование, отечественная книжная полиграфия все еще находится в кризисе (на фоне общего роста полиграфического производства). Сектор книг в полиграфической отрасли занимает около 10%, причем книги в твердом переплете -- всего 40% от этого количества.

Если для сектора упаковочной полиграфии за последние 5 лет в страну ввезено более 700 флексографических машин для печати на гибкой пленке, то для книжного производства оборудование не обновлялось уже более 10 лет. Основные производственные фонды изношены на 90%. В итоге -- типографии не в состоянии обеспечить качество выпускаемых книг.

Проблему полиграфической базы крупные издательства решают индивидуально. Например, издательству "Терра" частично принадлежат Ярославский и Можайский полиграфкомбинаты; издательство "АСТ" владеет двумя крупнейшими полиграфическими комбинатами в Минске.

Целлюлозно-бумажная промышленность

Целлюлозно-бумажная промышленность отличается высокой степенью монополизации.

В России всего восемь целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК), из которых на долю пяти крупнейших (ОАО "Волга", ОАО "Кондопога", ОАО "Сыктывкарский ЛПК", ГП "Камский ЦБК", ОАО "Соликамскбумпром") приходится 85% выпуска офсетной и 95% газетной бумаги.

Отрасль имеет экспортную ориентацию: 70% всей бумаги реализуется за рубежом, цены же на нее внутри страны сопоставимы с общемировыми. ЦБК проводят картельную ценовую политику.

Книгоиздатели считают, что оставшиеся 30% российской бумаги недостаточно для нужд внутреннего рынка.

Кроме того, по их мнению, рынок необходимо обеспечить бумагой отечественных производителей по фиксированным ценам.

По данным ВНИКИ, темпы прироста спроса на книжно-журнальную бумагу в 2003 году составят 5-6%, или 85-95 тыс. тонн.

Издательства

До 1990 года в России работало 70 издательств, причем исключительно государственных. В настоящее время количество активно действующих издательских фирм разной формы собственности составляет примерно 6 тысяч.

Основные игроки отечественного книжного рынка, контролирующие около 2/3 оборота книжной отрасли, -- московские издательства "АСТ", "Дрофа", "Эксмо-Пресс", "Просвещение" и "Олма-Пресс" -- печатают книги практически всех жанров. Полижанровость остается единственным способом удержать и увеличить обороты.

Крупнейшие издательства Петербурга: ИД "Нева", "Азбука", "Питер", "Амфора", "Весь", "Паритет", "Тимошка", "Лань", "Литера", "Полигон" -- выпускают 50% наименований книг, продаваемых на региональном рынке, и имеют более 60% совокупного тиража в городе.

В Уральском регионе (вплоть до Дальневосточного ФО) наиболее крупным является екатеринбургское издательство "У-Фактория".

Книготорговые сети

Издатели не имеют возможности контролировать розничные цены своей продукции. Поэтому крупные российские издательства стремятся создать собственные сети распространения в регионах. Это позволяет минимум на 10% сократить розничную цену книги (которая, проходя через несколько посредников, становится в 3-4 раза выше издательской), а также сократить время возврата средств, вложенных в производство книги (средний срок возврата составляет не менее 6 месяцев).

Средняя себестоимость книги в твердой обложке -- около 30 руб. Издательство передает ее на реализацию оптовым распространителям по 35-40 рублей.

Пройдя через одного-двух региональных торговых посредников, цена книги на лотках и полках магазинов поднимается до 80-120 рублей.

Не имея средств на развитие собственных торговых сетей, практически все издательства пользуются услугами фирм-посредников. Исключение составляют несколько издательств, среди которых выделяются "АСТ" (через его торговую сеть проходит, по разным оценкам, от 40 до 60% всего российского книжного оборота) и "Эксмо", обладающее сетью ларьков в вестибюлях московского метро.

Напрямую (без цепочки региональных посредников) с издательствами работают только ведущие книготорговые сети: "Топ-книга", "Библиосфера", "Книжный клуб 36,6", "Мастер-книга", имеющие свои фирменные магазины в разных городах.

Самой развитой является новосибирская сеть "Топ- книга", работающая более чем в 50 городах.

В Петербурге и Москве находятся крупнейшие книжные магазины России и несколько локальных книжных сетей: "Санкт-Петербургский Дом книги", "Книжный клуб "Снарк", "Буквоед" -- в Петербурге; "Дом книги "Москва", ТД "Библио-Глобус" и "Терра" -- в Москве.

Дежурный по рынку

С начала 90-х гг. XX века в книжной среде активно обсуждается тема здорового функционирования отрасли. По мнению самих участников рынка -- издателей, полиграфистов, бумажников, продавцов, -- положительных результатов можно достичь только при совместных действиях всех игроков книжного рынка. Для этого необходимо разработать единые правила конкуренции, рознично-оптовых отношений и технологии; а также книготорговые классификации, электронные форматы, т.е. создать единое информационное пространство.

Появившиеся профессиональные объединения -- Ассоциации книгоиздателей (АСКИ) и Ассоциации книгораспространителей независимых государств (АСКР) -- взяли на себя миссию отстаивать интересы издателей на федеральном уровне и книготорговцев на межгосударственном уровне СНГ.

Вслед за этими объединениями стали появляться другие общественные организации, стремящиеся представить интересы почти всего книжного сообщества. Так, образовавшийся Союз распространителей печатной продукции (СРПП) включил в сферу своего влияния региональные СМИ, отдельные книжные издательства и предприятия книжной торговли. Последним образованием в этом ряду явился Российский книжный союз (РКС). Его учредителями стали крупнейшие московские и петербургские издательства, московский ТД "Библио-Глобус" и книготорговая сеть "Топ-книга".

Все эти объединения имеют одну цель: создание в России цивилизованного и прозрачного книжного рынка и рынка печати (в Германии корпоративные интересы книжной отрасли перед властью представляет только Немецкий биржевой союз, основанный 160 лет тому назад и объединяющий около 4500 предприятий издателей и книготорговцев).

Главным достижением этих объединений стало принятие федерального Закона "О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ" в 1996 г. За 6 лет действия этого закона книжным объединениям удалось удвоить выпуск названий книг и приостановить дальнейшее падение тиражей.

Другим достижением явилось решение Минпечати о разработке с 2001 года единой информационной платформы для издателей, книготорговцев и библиотек. Вопрос создания единого информационного поля перед отраслью стоял особо остро, поскольку без отлично отлаженной информационной инфраструктуры (анализа рынка, печати и допечатки книг и их быстрой доставки в сеть книжных магазинов) невозможно развитие отрасли в современных рыночных условиях.

Рынок не готов к защите

Книжный рынок в основной своей массе находится в руках российских книгоиздателей. Но вероятность скорого прихода иностранных инвесторов достаточно велика. По мнению операторов рынка, ощущается острая нехватка торговых площадок: книжных сетей и магазинов, где может быть максимально полно представлена книжная продукция.

В стране работает 3-3,5 тыс. книжных магазинов (в 1990 году на территории РФ их насчитывалось 18 тыс.). По данным Ассоциации книгораспространителей независимых государств, сейчас в Москве работает 200, в Петербурге -- около 150 книжных магазинов. В Москве один магазин приходится на 45.000 жителей (в Финляндии -- на 16.667 жителей, в Норвегии -- на 18 000).

При выпуске более 70 тыс. наименований книг в год только несколько книжных магазинов или сетей могут представить до 30 тыс. наименований одновременно.

В среднем книжном магазине присутствует 3-4 тысячи наименований. На лотке же -- всего 100-200 наиболее раскупаемых книг.

Оценочная стоимость этих 3-3,5 тыс. книжных магазинов составляет $200-300 млн. Поэтому крупнейшие западные корпорации, годовая прибыль которых составляет миллиарды долларов, достаточно просто могут войти на российский книжный рынок. Так, 80% книжного товарооборота США приходится на шесть крупнейших транснациональных концернов: Holtzbrinck, Bertelsmann (Германия); Pearson, компания Руберта Мэрдока (Великобритания) и AOL/Time Warner, Disney (США).

В Германии большая часть издательств подчинены Holtzbrinck и Bertelsmann. В Италии -- концерну Берлускони. Во Франции 2/3 издательств принадлежит Hachette и Vivendi.

По количеству наименований книг за всю историю российского книгоиздания рекордным является 2001 год, когда было издано 70.332 наименований. По объему тиражей рекордным являются 1987 и 1988 гг. -- более 1,8 млрд экземпляров.

Российский книжный рынок оценивается в $1,5 млрд. При сравнительно небольшой емкости рынка Россия находится примерно на 5 месте среди лидирующих по книгоизданию стран (в США книжный рынок оценивается в $23 млрд). Лидерами в книгоиздании являются Китай, Германия, Великобритания и США. Завершают лидирующую восьмерку стран Италия, Франция и Бразилия.

По такому параметру рынка, как количество книг на душу населения, российский рынок также отстает: на одного человека приходится 3-4 книги, тогда как в Германии -- 4-5, в США -- 5, во Франции -- около 6 книг на человека.

С 1992 по 1995 гг. российская книжная отрасль в 3-4 раза сократила общие тиражи учебной, образовательной, художественной и научной литературы.

В связи со сложившейся ситуацией на книжном рынке в 1995 году Государственная дума приняла Закон "О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ", который освобождал от налога на добавленную стоимость (НДС) обороты по реализации периодических изданий и книг. А также предусматривал таможенные льготы на ввозимые в страну издателями и редакциями бумагу, полиграфические материалы, оборудование.

За федеральным законом последовали региональные, отменившие налог с продаж (НСП) на книжную продукцию в целом прежде всего в Москве и Петербурге. Действие этих законов смогло приостановить дальнейшую регрессию книжной отрасли.

Объем производства книг в 1996- 2000 гг. стабилизировался на уровне 450-470 млн экземпляров.

1 января 2002 года закончил свое действие Закон "О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ". По предварительным итогам 2002 года, общий тираж снова снизился по сравнению с 2001 годом (приблизительно на 8%) и составил порядка 500 млн экз.

Андрей Федоров

Кафедральный собор требует процент от продажи водки  »
Юридические статьи »
Читайте также