Социальный налог пойдет на понижение А подоходный, возможно, увеличится

Чем ближе к началу верстки проекта бюджета на 2005 год, тем интенсивнее и жарче становятся дискуссии по поводу дальнейшего хода налоговой реформы.

По плану налоговых преобразований добрались до самого "горячего" пункта: единого социального налога, который сегодня непомерно "давит" на фонд оплаты труда, а потому с будущего года должен быть существенно снижен. Принципиально вопрос решен - снижению быть. Но поскольку с единым соцналогом связано наполнение трех внебюджетных фондов, то вопрос снижения этого налога - вопрос завтрашней выплаты (или невыплаты) пенсий, оплаты (или неоплаты) больничных листов, получения (или неполучения) женщинами пособия по беременности и родам, предоставления в том или ином объеме медицинской помощи всем гражданам страны и так далее по списку социальных обязательств государства перед гражданами. Так что тема действительно весьма и весьма скользкая, и от взвешенной налоговой арифметики сегодня зависит, без преувеличения, социальное спокойствие в стране завтра.

Вариантов снижения ЕСН несколько. Ясно, что работодатели заинтересованы в ставке налога по принципу "чем меньше - тем лучше", хотя лидер КСОРР Олег Еремеев не раз заявлял, что бизнес вполне осознает свою ответственность за социальную стабильность в стране, а потому готов идти на компромиссы. Минфину и Минэкономразвития (именно эти два министерства - ключевые в проведении налоговых рокировок) найти компромиссное решение еще важнее: именно здесь просчитываются не только экономические, но и социальные последствия предстоящих перемен, и именно с их подачи тот или иной вариант будет принят Правительством и предложен законодателям.

Сколько конкретно этих вариантов - выяснить практически невозможно. Буквально на днях первый замминистра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев так и заявил во время "делового завтрака" в редакции "РГ": "Многовариантными расчетами мы занимаемся сегодня в ежедневном режиме". Министр труда и социального развития Александр Починок, выступая на заседании профильного думского комитета, говорил о ставке 26 процентов. Несколькими днями раньше на Русском экономическом и финансовом форуме из уст первого замглавы Минфина Сергея Шаталова прозвучала другая цифра - 23-24 процента эффективной ставки налога, причем Шаталов не исключил рассмотрения еще более радикальных предложений.

Впрочем, вчера ни в Минэкономразвития, ни в Минфине получить официальную информацию на этот счет не удалось: до вынесения законопроекта в Правительство решено не обнародовать не только новую шкалу ЕСН, но даже комментировать возможные "рокировки".

Справка "РГ"

Один из возможных вариантов снижения ЕСН (проект):

полная ставка уменьшается до 32% от фонда оплаты труда. При этом существенно изменяется шкала регрессии. При годовой зарплате каждого работника от 30 000 до 300 000 рублей - 19,5%-20%; 300 001-600 000 -12%, свыше 600 000 - 2%.

Тем не менее, по данным из неофициальных источников, примерная схема просматривается.

Если учесть, что средняя зарплата в стране по итогам 2003 года составляет около 5,5 тысячи рублей в месяц (то есть 66 тысяч в год), можно сделать вывод, что абсолютное большинство предприятий с 2005 года будут платить единый соцналог по льготной ставке около 20 процентов.

Теперь о "выпадающих доходах". Наиболее последовательно о возможных негативных последствиях резкого снижения ЕСН предупреждал глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов. При этом его в первую очередь интересовало не снижение как таковое, а источники и размер возмещения выпадающих доходов фонда.

И это понятно: годовой бюджет фонда составляет около 1 триллиона рублей, именно в ПФ поступает львиная доля всего собранного ЕСН (28% из 35,6%), а потому потеря всего лишь одного процента, как нетрудно подсчитать, приведет к дефициту фонда в будущем году минимум 35 миллиардов рублей. Снижение же эффективной ставки ЕСН на 8 процентов облегчит пенсионную казну на 280-300 миллиардов рублей. (Впрочем, во время дискуссий звучал и более умеренный прогноз: 200 миллиардов.)

Большинство высокопоставленных чиновников до сих пор ограничивались заявлениями, что социальные обязательства государства все равно будут выполняться, а "выпавшие доходы" внебюджетных фондов - компенсироваться.

"Потянет" ли все эти сотни миллиардов федеральный бюджет, зависит от многих факторов. А именно: удастся ли, как надеются реформаторы, резко расширить налогооблагаемую базу для ЕСН (то есть, проще говоря, пойдет ли наш законопослушный бизнес навстречу сделанному в его пользу решению и легализует ли наконец "серые заработки"). Тем более что параллельно с уменьшением ставки ЕСН предприятиям сулят еще один подарок - снижение НДС (с 18 до 15 процентов).

Впрочем, отметим, что две первые попытки сыграть на "сознательности" бизнеса большого успеха не имели. Введение плоской шкалы "самого низкого в мире" подоходного налога и внедрение накопительного элемента в пенсионную систему должны были бы привести к легализации зарплат, но надежды эти практически не оправдались. Еще один фактор, который на поверхности, - нефтяная труба. Если цены на нефть будут так же высоки, как сегодня, можно будет наряду со стабилизационным фондом пополнять и фонды социальные (чтобы по крайней мере дождаться, когда "побелеет" зарплата). Весь вопрос, как долго это продолжится. Вот, пожалуй, и все резервы "компенсации", которые население не почувствует на собственной шкуре. Довольно скромно.

Поэтому не случайно в последнее время происходят "вбросы" в общественное сознание и социально неприятных способов сэкономить: это и "очищение" внебюджетных фондов от финансирования нестраховых расходов, и возможное повышение пенсионного возраста, и прекращение выплаты пенсии работающим пенсионерам. Эксперты и чиновники тут же оговариваются: на повестке сегодняшнего дня все эти меры ни в коем случае не стоят, Правительство делает все возможное, чтобы удержать "социальные" весы в равновесии. Тем не менее "страховочные" варианты тоже просчитываются: например, предложение перенести часть пенсионных выплат с работодателя на работника, дополнив 13-процентный подоходный налог выплатой еще 4 процентов в пенсионную систему.

Справка "РГ"

Нынешний расклад таков: ЕСН выплачивается работодателем с фонда оплаты труда по ставке 35,6 %, из которых 28% направляются в Пенсионный фонд, 4% - в Фонд социального страхования, 3,6 % - в Фонд медицинского страхования. Это при годовом заработке каждого работника до 100 000 рублей.

При больших заработках вступает в силу регрессивная шкала: 100 001-300 000 рублей ЕСН уменьшается до 20% с суммы, превышающей 100 000 рублей;

300 001-600 000 рублей - 10% с суммы, превышающей 300 000 рублей;

свыше 600 000 рублей - 2%.

Ирина Невинная

Правительство не позднее апреля внесет в Думу пакет законопроектов, касающихся реформы налоговой системы.  »
Юридические статьи »
Читайте также