Кто первый встал, того и рельсы МПС разработало правила дискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре

Министерство путей сообщения готовится к началу функционирования рынка железнодорожных перевозок. Разработанные этим ведомством правила доступа к железнодорожной инфраструктуре повергли частные компании в шок. Бизнесмены утверждают, что предложения чиновников не оставляют частникам надежд на честную конкуренцию с госкомпанией "Российские железные дороги".

МПС разработало проект постановления правительства "Об утверждении правил недискриминационного доступа перевозчиков к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта". Этот документ имеется в распоряжении "Ведомостей". МПС не стало детализировать порядок доступа компаний к железнодорожным путям. Чиновники лишь расписали очередность осуществления различных перевозок в случае форс-мажора или недостатка пропускных способностей путей. В последнем случае при наличии конкурирующих равнозначных заявок на осуществление перевозок приоритет предполагается отдать той, которая раньше поступит в РЖД. Решение всех споров между грузоотправителями, перевозчиками и монополией предполагается передать специальной комиссии при МПС.

Вступающий в силу 18 мая новый устав железнодорожного транспорта позволяет владельцу инфраструктуры - РЖД отказывать компаниям в осуществлении перевозок. Одной из причин отказа может быть "обоснованное отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки". По такой же причине перевозчик имеет право отказаться принимать у грузоотправителя заказ на транспортировку. В отдельных случаях РЖД с санкции МПС может и вовсе приостановить отправки грузов на отдельные направления.

Бизнесмены творением железнодорожников недовольны. " правила должны четко описывать случаи, когда вводится запрет на доступ к инфраструктуре", - полагает гендиректор ООО "СУАЛ-Транспорт" Борис Чертков. Иначе, утверждает он, РЖД сможет трактовать правила доступа к путям как бог на душу положит. Вице-президенту Ассоциации экспедиторов Сергею Лопареву не нравится принцип отбора конкурирующих заявок: "Когда владелец инфраструктуры и перевозчик совмещены в одном лице, то частная компания вряд ли успеет ". Критикует он и желание МПС разбирать споры между РЖД, перевозчиками и грузоотправителями в специальной комиссии при министерстве. Лопарев отмечает, что этот орган неправомочен, так как "подменяет суд". Кроме того, проект постановления не дает комиссии никаких рычагов воздействия на субъектов рынка. Документ лишь содержит формулировку, что ее вердикт является "обязательным" для конфликтующих сторон.

Чиновники признают, что перегнули палку. Статс-секретарь - замминистра путей сообщения Сергей Аристов сказал "Ведомостям", что пока это лишь предварительный вариант документа: "Он настолько сырой, что мы его отправили на доработку". "Любой документ, который дает двойное толкование, - плохой", - говорит он. При этом он подчеркивает, что окончательный вариант проекта постановления в правительство будет вносить Министерство по антимонопольной политике. Представитель Минэкономразвития, знакомый с идеями МПС, соглашается, что проект постановления требует значительной доработки. Он не исключает, что в итоге чиновники не успеют до конца сверить все формулировки - документ должен быть направлен в правительство в июне. Но трагедии из этого представитель Минэкономразвития не делает: "Мы можем все поправить по мере появления практики работы в рыночных условиях". Замминистра по антимонопольной политике Анатолий Голомолзин вчера не комментировал инициативу МПС. Он говорит, что еще не видел предложений железнодорожников.

Запреты в действии.

МПС прекратило с 4 марта прием составов с зерном из Казахстана, следующих транзитом на Украину. В министерстве это объясняют введением местной железной дорогой конвенции (запрета) на перевозки зерна в адрес украинских портов из-за катастрофической нехватки судов. Как сообщила вчера пресс-служба МПС, под действие запретительных мер попали и те составы, которые начали движение до начала действия конвенции и были согласованы с украинской стороной. В результате простаивают свыше 70 поездов с зерном из России и Казахстана.

Дмитрий Симаков

Штаб реформирования железнодорожного транспорта России обсудил нюансы постановки ОАО "РЖД" на налоговый учет.  »
Юридические статьи »
Читайте также