Полцарства... и еще полцарства Новый закон о железнодорожном транспорте урезал естественную монополию

О реформировании естественных монополий говорят много, но, по привычке ожидая от перемен худшего, браться за дело не торопятся. Однако лед тронулся: принят и опубликован пакет законов, направленных на преобразование МПС.

Закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Устав железнодорожного транспорта установили новые правила игры для всех участников железнодорожных перевозок.

Дружба — дружбой, а бизнес врозь

Концептуальным положением нового закона стало отделение инфраструктуры железной дороги от собственно перевозок. Иначе говоря, «государство в государстве», которым до последнего времени являлась дорога, разделили на две части. Теперь одни юридические и физические лица владеют путями, депо и станциями, а другие — подвижным составом. При этом договоры с грузоотправителями и пассажирами заключают именно перевозчики. Для того чтобы еще больше разграничить эти сферы деятельности, были внесены поправки в закон «О естественных монополиях», уточняющие, что к естественно-монопольному сектору, подлежащему государственному регулированию, относятся не собственно перевозки, а услуги по предоставлению инфраструктуры дороги.

В новом Уставе железнодорожного транспорта детально прописаны правила транспортировки грузов и пассажиров, права, обязанности и ответственность всех участников перевозок.

Не заплатишь — не поедешь

В качестве перевозчика могут выступать любые юридические и физические лица, даже индивидуальные предприниматели. Достаточно иметь на законных основаниях подвижной состав и заключить с владельцами инфраструктуры железной дороги публичный договор. Эпитет «публичный» означает, что владелец инфраструктуры обязан заключить его со всяким обратившимся к нему перевозчиком на одинаковых для всех условиях. Владелец подвижного состава должен будет платить за использование железнодорожных путей, станций, иных строений, за управление движением поездов, нахождение на железнодорожных путях порожних вагонов, не участвующих в перевозке, и так далее. Говоря проще, не заплатишь — не поедешь.

По мысли законодателей, создание института независимых перевозчиков поможет развить конкурентную среду в этом сегменте рынка транспортных услуг, а значит, оптимизировать на рыночных основаниях тарифы.

Если вы опоздали

Некоторые нововведения коснутся и пассажиров. Во-первых, согласно Уставу, на них распространяется действие закона «О защите прав потребителей». Это должно положительно сказаться на качестве предоставляемых услуг.

Во-вторых, изменился порядок сдачи неиспользованных билетов. Если раньше полную стоимость билета и плацкарты можно было получить не позднее чем за 15 часов до отправления поезда, то теперь — за 8 часов. Не позже чем за 2 часа (прежде — 4 часа) вам выплатят стоимость билета и половину стоимости плацкарты. Если же до отправления поезда осталось менее 2 часов, вы, сдав билет, получите деньги за него, но стоимости плацкарты не вернете. Если пассажир опоздал на поезд (не более чем на 12 часов), можно возобновить действие билета на другой поезд, доплатив за плацкарту.

Реформа железных дорог, потенциально опасная и потенциально привлекательная, как и любые преобразования крупного бизнеса, началась. Будет ли смысл закона искажен подзаконными актами, как договорные отношения перевозчиков и владельцев инфраструктуры скажутся на цене перевезенного груза, мы узнаем уже весной. Закон и Устав вступают в силу 18 мая.

Арбитраж обязал Октябрьскую железную дорогу бесплатно предоставить профсоюзу оборудованное помещение и средства связи, а также безвозмездно отоплять, освещать, охранять и подметать его.  »
Юридические статьи »
Читайте также