Бюджет-2005: "за" и "против"

Европейская демократия выросла из драматичной, бескомпромиссной, а порой и кровавой борьбы "третьего сословия" - горожан - за свои налоговые права. С тех давних пор обсуждение и принятие бюджета в странах Запада - ключевое событие в ежегодной жизни не только любого парламента любого уровня, но и нации в целом.

Так ли это у нас? Похоже, не так. Хотя бы потому, что судьбу России по сей день вершат не столько представительные учреждения, сколько администрация.

Тем не менее, обсуждение парламентариями проекта бюджета на следующий год позволяет российским аналитикам сделать важные, зачастую не совпадающие друг с другом наблюдения и выводы относительно основных тенденций развития страны.

В минувшую среду Государственная дума РФ приступила к рассмотрению проекта бюджета на 2005 год, внесенного министром финансов РФ Алексеем Кудриным.

Публикуем два различных взгляда на этот документ.

Горький коктейль

Таким видит проект бюджета депутат Государственной думы РФ, член комитета по бюджету и налогам, доктор экономических наук Оксана Дмитриева.

- Как мы помним, главная финансово-экономическая цель, которую провозгласил сам президент, - это удвоение внутреннего валового продукта (ВВП) России к 2010 г. либо к 2012 г. Сразу следует отметить, что с достижением этой стратегической цели проект бюджета на 2005 год не согласуется.

Для начала следует обратить внимание на то, что проект бюджета-2005, а также прогноз до 2007 года предполагают замедление темпов экономического роста до 6,3% в 2005 году и 6,1% в 2006 году. Замечу, однако, что в случае падения цен на нефть и газ даже этот умеренный прогноз может оказаться чересчур оптимистичным. В то же время ни в проекте бюджета, ни в проекте денежно-кредитной политики не предлагается никаких мер, направленных на создание альтернативных сырьевому экспорту источников и полюсов экономического роста.

А теперь произведем незамысловатый арифметический расчет. Итак, за период с 2001 по 2007 гг. ВВП, согласно официальному прогнозу, вырастет на 52%. Следовательно, за оставшийся до 2012 г. или 2010 г. (смотря как трактовать период 10 лет) срок ВВП должен увеличиться еще на 31,5%. Это, как нетрудно посчитать, потребует ежегодных темпов экономического роста на заключительном этапе в 7,2-7,3%. Однако совершенно непонятно, почему вдруг российская экономика, снизив темпы роста в 2005-2006 годах до 6%, вдруг снова, несмотря на активное бегство капитала за рубеж и вполне вероятное падение цен на нефть, начнет устойчиво расти, притом темпами, превышающими 7%?

Другая стратегическая цель, которую также озвучила верховная власть, - преодоление бедности, которая становится в России с каждым годом все более контрастной: разрыв между доходами 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных граждан РФ достиг в первом полугодии 2004 года 15 раз против 14,6 раза в первом полугодии 2003 года.

С точки зрения борьбы с бедностью, проект бюджета на 2005 год также не выглядит стратегически убедительным. Начать с того, что, несмотря на нарастающий приток нефтедолларов, доля расходов на социальные цели (на образование, здравоохранение, социальную политику, вместе взятые, включая социальные инвестиции и соответствующие расходы на научные исследования в этих отраслях) в бюджете-2005 снижается до 14,7%, против 15,7% в 2004 г.

Но это еще не все. Не изменяет к лучшему бюджет-2005 и ставшее уже притчей во языцех нищенское положение "новых бедных" - бюджетников. В 2005 году, правда, намечается повышение заработной платы бюджетников на 20%, однако необходимо учесть, что в 2004 году федеральный центр вообще не производил повышения зарплаты этой категории граждан. Планируемое повышение зарплаты хотя и компенсирует инфляционные потери, однако существенно отстает от роста средней заработной платы по стране, которая за тот же период увеличится на 31-32%, и ее рост продолжится в течение 2005 года. Следовательно, в перспективе продолжится и относительное обнищание бюджетников.

Обеднение по отношению к среднему уровню коснется и такой многочисленной категории "новых бедных", как пенсионеры. Прогноз Минэкономики: размер среднемесячной пенсии по отношению к среднемесячной зарплате снизится с 30% в 2003 г. до 22,8% в 2007 г.

Как несомненное достоинство своего детища, разработчики бюджета рассматривают снижение доли госрасходов (относительно ВВП) с 17,4% в 2004 г. до 16,3% в 2005 г. В данном случае имеет место явное бюрократическое лукавство, ибо снижение госрасходов хорошо, как известно, не само по себе, но лишь как следствие снижения налогового бремени - в первую очередь, с бизнеса и с физических лиц. Однако уровень налоговых изъятий остается прежним: доля доходов консолидированного бюджета (относительно ВВП) в 2000 году составила 28,7% , в 2004 г. - 31,9%, в 2005 г. - 31%.

А расходы при этом сокращаются: с 31,5% в 2002 году до 25,7% в 2005-м! Это происходит прежде всего вследствие того, что львиная часть доходов идет на создание стабилизационного фонда и профицита бюджета. 2005 год, к слову, будет рекордным по размеру изъятия доходов на формирование профицита бюджета и стабилизационного фонда - 20% от общих доходов бюджета (2002 г. - 6,5%, 2003 г. - 8,2%, 2004 г. - 17%). Реализуется беспрецедентная в мировой истории и практике политика, представляющая собой своего рода горький бюджетный коктейль, в котором смешаны все недостатки либеральной экономической модели (низкий уровень государственных расходов и сокращение социальных программ) и "социал-демократической" кейнсианской модели (высокий уровень налоговых изъятий и перераспределение средств через государственный бюджет). В сочетании это означает одновременное сжатие как платежеспособного спроса населения и бизнеса, так и государства. Следствием этого сжатия является устранение источников экономического роста как со стороны бизнеса и домашних хозяйств, так и со стороны государства. Единственным источником роста в такой ситуации является спрос со стороны сырьевого экспорта.

В итоге львиная часть ВВП, полученная экономикой страны, изымается из экономики страны и вкладывается в ценные бумаги иностранных государств, работая на экономику других стран. Поэтому период сверхблагоприятной экономической конъюнктуры продолжает использоваться страной впустую.

Нельзя не упомянуть о таком аспекте проблемы, как межбюджетные отношения. На протяжении последних пяти лет осуществляется политика по аккумуляции финансовых ресурсов в федеральном центре: доля доходов федерального бюджета в консолидированном бюджете увеличилась с 44% в 1999 году до 53% в 2004 году. В 2005 году планируется дальнейшее уменьшение доли субъектов РФ в консолидированном бюджете: с 47% до 42,8%. В то же время в 2005 году на субъектов РФ был передан целый ряд новых расходов: компенсация льгот, выплата пособий на детей, финансирование начального и среднего специального образования (ПТУ, техникумы), ряд функций по обеспечению противопожарной безопасности. Разбалансировка бюджетов регионов, по экспертным расчетам, составит 6-7% по сравнению с 2004 годом.Подводя итог всему сказанному, следует признать, что проект бюджета 2005 года, во-первых, не стимулирует рост реального сектора экономики и, во-вторых, не обеспечивает решения основных социальных проблем. То есть не справляется ни с одной из важнейших своих задач.

Игорный бизнес хотят обложить по максимуму  »
Юридические статьи »
Читайте также