Счастлив на работе? Кадровый дефицит провоцирует новые социологические исследования

Как правило, проблемы любой фирмы, сотрудники которой не удовлетворены оценкой своей работы, ведут к снижению результативности компании. Как оценить результаты деятельности сотрудников и уровень их лояльности, как выстроить эффективную систему корпоративных ценностей, какие инструменты мотивации действительно работают? Эти и другие вопросы рекрутеры и HR-менеджеры готовы обсуждать совместно, так как универсального ответа на них нет

60% россиян удовлетворены своей работой

Результаты исследования «Счастливы ли мы на работе?», проведенного в двенадцати странах Европы одним из крупнейших рекрутинговых агентств Kelly Services, были недавно обнародованы на «круглом столе», проведенном Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциацией на Северо-Западе (SPIBA). О них сообщил Алексей Зеленцов, региональный директор ООО «Келли Сервисез Си-Ай-Эс», Северо-Западный регион.

Специалисты Kelly в I квартале 2005 года опросили 12 тыс. человек, в том числе - 922 из России (56,3% мужчин и 43,7% женщин в активном рабочем возрасте). Подробная анкета охватывала ряд вопросов - от оценки удовлетворенности работой до возможности получения стресса на работе.

Удовлетворенность россиян своей работой достигла 50%, то есть каждый второй россиянин «счастлив на работе», и это несмотря на то что уровень стресса на работе у них достигает самой высокой отметки, по сравнению с коллегами из европейских стран, - 60%. Самыми счастливыми оказались жители Скандинавских стран: 68% опрошенных довольны (очень довольны) своей работой.

Затем следуют Франция (61%), Италия и Швейцария (по 53%), Германия (50%), Великобритания (47%), Испания (46%), Голландия (45%) и Бельгия (35%).

Больше других удовлетворены работой менеджеры по персоналу (60%), сотрудники отделов маркетинга и рекламы (57%), IT (53%), представители кадровых служб (50%), а также специалисты по бухучету и финансам (48%). Меньше довольны специалисты, занятые научно-исследовательской деятельностью (32%).

В зависимости от отрасли самыми счастливыми оказались представители сферы коммунальных услуг (67%), производства (58%), а также сотрудники сферы туризма и развлечений (57%). Наименее удовлетворены работой представители органов власти (30%), науки и фармацевтики (31%).

Обращает на себя внимание то, что четыре показателя (характерные для России) - самые высокие среди респондентов из европейских стран:

- когда их попросили оценить свой статус занятости (полный/неполный рабочий день, временная/постоянная работа), 71% ответил, что в целом доволен существующим положением дел;

- 74% опрошенных вполне удовлетворены также и соотношением «работа - личная жизнь»;

- количество рабочих часов в неделю устраивает 78% работников.

Проблема стресса, актуальная для некоторых европейских стран, не вызывает беспокойства у россиян: 59% опрошенных вполне устраивает уровень ежедневной эмоциональной нагрузки на работе.

Что касается корпоративной политики, 56% россиян считают ее важным инструментом регулирования деятельности в компании.

Область, вызывающая особое беспокойство у наших соотечественников, связана с обучением и возможностью профессионального роста. Большинство опрошенных (62%) недовольны качеством обучения, предлагаемого компанией-работодателем, 61% хотел бы чаще и шире использовать наработанные навыки на практике.

Таким образом, профессиональный рост, получение новых знаний, навыков - один из главных критериев, влияющих на степень удовлетворенности работой среди россиян.

Зарплата и льготы - универсальный мотиватор

В условиях обостряющейся борьбы компаний за сотрудников последние рассчитывают получить от работодателей:

- конкурентоспособную зарплату;

- систему премирования;

- компенсационный пакет;

- дополнительные льготы;

- программы обучения и планирования карьеры;

- программу материального стимулирования.

В свою очередь, добросовестные работодатели, согласившиеся на участие в исследовании, проведенном компанией АНКОР, предлагают сегодня:

- белую систему оплаты труда (% не указывается);

- регулярную индексацию зарплат в соответствии с уровнем инфляции (60% компаний);

- регулярный пересмотр зарплаты на основании личных достижений сотрудника и достижений компании (100%);

- компенсацию работы в вечернее/ночное время и переработок в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ - 67% (предоставление дополнительного времени отдыха - 31%).

Система предоставления компенсационных пакетов также непрерывно развивается. Так, полис ДМС за счет компании обеспечивают 83% работодателей (средняя стоимость полиса - $357/год). Льготы по питанию существуют в 76% компаний (средняя сумма - $2,58/день); покрытие командировочных расходов сверх установленных нормативов практикуют более 80% компаний, обеспечение спортивных занятий - 39%, кредиты для сотрудников - 36%, опционы по акциям - 15%; некоторое компании (число которых пока крайне мало) начали внедрять программы негосударственного пенсионного обеспечения.

- Развитая система компенсаций и льгот является универсальным средством мотивации персонала, - высказала свое мнение на «круглом столе» координатор проекта «Обзор зарплат» (компания АНКОР) Анна Егорова.

Алексей Крылов

Базовый оклад вместо тарифной сетки  »
Юридические статьи »
Читайте также