Сказано - сделано

В среду в областном Правительстве состоялась традиционная встреча Губернатора Валерия Сердюкова с представителями политических партий, движений, некоммерческих, общественных и ветеранских организаций Ленинградской области. В ходе совещания в формате "вопрос-ответ" была предоставлена Самая подробная информация о ходе исполнения закона о монетизации льгот (122 ФЗ) в свете решений, принятых по итогам предыдущей встречи Губернатора с общественными партиями и движениями, проходившей 20 января этого года.

Прежде, чем дать возможность руководителям профильных комитетов областного Правительства сделать подробные отчеты о проделанной работе, Валерий Сердюков проинформировал участников совещания о некоторых итогах экономического развития Ленинградской области за первую половину 2005 года. Ведь именно от результатов деятельности в сфере привлечения инвестиций и развития промышленного потенциала региона напрямую зависит возможность властей максимально быстро и эффективно решать насущные социальные проблемы.

Так, по темпам экономического роста Ленинградская область в настоящее время в 2,7 раза опережает аналогичные показатели, зарегистрированные в целом по Российской Федерации. Это, в первую очередь, является крайне привлекательным обстоятельство для инвесторов, ищущих наиболее эффективный в плане вложения средств регион: по итогам 2005 года ожидается, что общий объем инвестиций в экономику области составит порядка 70 миллиардов рублей. Кстати, все больше муниципальных образований начинают активно работать с инвесторами, что в значительной мере способствует оздоровлению социальной сферы на территории всего региона. К примеру, в число таких образований за последнее время вошли Подпорожский и Кировский районы, город Волхов.

Растет из года в год и размер консолидированного областного бюджета: если по итогам 2003 года его размер составил 17,8 млрд руб., то показатели 2005 года в перспективе должны дать отдачу в 25 млрд руб.

Что это дает региону? Прежде всего, возможность повышать уровень благосостояния населения - за последнее время достигнуты значительные подвижки в увеличении базовой ставки заработной платы, которая с 1 января 2005 года установлена в размере не ниже прожиточного минимума. Причем, это, по словам Губернатора, имеет отношение не только к работникам бюджетной сферы, но и к занятым во всех областях промышленности: руководители всех областных предприятий должны обеспечить заработную плату своим работникам согласно установленным на областном уровне тарифам. В качестве следующего шага в этом направлении областное Правительство намерено решать вопрос денежного обеспечения так называемых неработающих категорий граждан - пенсионеров, инвалидов, ветеранов.

Что касается исполнения федерального закона о монетизации льгот, то, как отметила в своем выступлении председатель комитета по труду и социальной защите Зинаида Быстрова, за время, прошедшее со дня предыдущей встречи с представителями областных политических партий и общественных движений, были приняты конкретные решения по всем прозвучавшим вопросам и предложениям. Напомним, что 20 января Губернатору был задан целый ряд вопросов: это - адресная поддержка проработавших в бюджетной сфере пенсионеров, выплаты почетным донорам, бесплатный проезд льготных категорий граждан и пенсионеров в общественном транспорте и поездах пригородного сообщения.

- За истекший период были приняты четыре региональных закона, определивших основные направления социальной политики в рамках исполнения 122-го федерального закона. В первую очередь, были созданы два регистра льготников, согласно которым, по данным на 1 июня 2005 года, в Ленинградской области зарегистрировано около 142 тысяч областных льготников и 199,2 тыс. человек, подпадающих под федеральный регистр. С января по июнь из областного бюджета на осуществление выплат по денежным компенсациям были выделены средства в размере порядка 440 млн руб. Так, 262,5 млн руб. из этой суммы пошли на ежемесячные денежные выплаты труженикам тыла, ветеранам труда и жертвам политических репрессий. Еще 173 млн руб. направлены на проведение денежных выплат в рамках монетизации ряда льгот, в том числе в рамках сохранения 50-процентной скидки на оплату жилья и коммунальных услуг. Успешно решен вопрос и по обеспечению льготных категорий граждан правом на бесплатный проезд по единым проездным билетам. Со времени введения единых проездных билетов на территории области органами социальной защиты было реализовано в общей сложности 211 тысяч проездных документов. Причем, как сообщил комитет по дорожному хозяйству и транспорту, спрос на единые проездные у льготников с наступлением дачного сезона значительно вырос: на сегодняшний день только на июль продано порядка 58 тысяч билетов, но реальные цифры будут еще выше, поскольку еще не истек срок в течение которого можно приобрести карточки на следующий месяц. Помимо этого, 44,8 млн руб. федеральных средств было направлено на возмещение затрат перевозчикам, что должно окончательно дать ответ на тему рентабельности работы предприятий, перевозящих пенсионеров, - сказала в своем докладе Зинаида Быстрова.

В области подведены итоги удачно зарекомендовавшей себя инициативы по адресной компенсации затрат льготникам расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Эксперимент, как известно, проводился на территории двух муниципальных образований - Соснового Бора и Всеволожского района. В настоящее время со стороны профильной комиссии готовится служебная;, записка на имя Губернатора, в которой предлагается поэтапное внедрение подобной процедуры во всех муниципальных образованиях для льготников из областного регистра пока на период с 1 июля по 1 октября 2005 года. Таким образом, при замене безадресной оплаты в адрес коммунальных предприятий на прямое возмещение затрат конкретным плательщикам, предприятия ЖКХ будут лишены возможности покрывать убытки вследствие своей неэффективной работы за счет населения.

Помимо этого, решен и целый ряд других вопросов, озвученных на совещании, состоявшемся 20 января. Более миллиона рублей выделено на денежные выплаты Героям Российской Федерации, Советского Союза и соцтруда. За все шесть месяцев 2005 года получили по 500 рублей ежемесячных льготных выплат 5929 зарегистрированных на территории области почетных доноров. Более 12 млн руб. направлено в муниципальные образования для адресных выплат ежемесячных денежных компенсаций пенсионерам, проработавшим в бюджетной социальной сфере на селе. Также оказывается поддержка семей с детьми с доходами ниже прожиточного минимума, которых на территории области до недавних пор было 46,5 тысяч. В настоящее время этот показатель пошел на убыль, что напрямую связано с решением Правительства Ленобласти установить размер заработной платы для работников бюджетной сферы с 1 января 2005 года в размере не ниже прожиточного минимума.

Значительные подвижки наметились в деле взыскания долгов на федеральном уровне в пользу еще одной группы льготников - участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Еще первого января размер долга составлял 55,6 млн руб., но к настоящему моменту его размер удалось уменьшить до 51 миллиона.

Наконец, еще порядка 140 миллионов рублей выделено в рамках ряда других выплат: состоящим 50 и 60 лет в браке юбилярам, 75-летним супружеским парам и одиноким старикам, в рамках программы поддержки негосударственного пенсионного фонда и других.

В ходе встречи представителями общественных движений и политических партий был озвучен еще целый ряд вопросов и пожеланий. В частности, Ирина Широкова из движения "Женщины Ленинградской области" в качестве предложения высказала мысль о том, что необходимо увеличить размер денежной поддержки семьям при рождении ребенка. Речь шла о изыскании средств в областном бюджете, которых было бы достаточно для того, чтобы единовременно выплачивать областным семьям 10 тысяч рублей при рождении ребенка, а размер ежемесячных выплат в рамках детских пособий установить в сумме 1000 рублей. Зинаида Быстрова, отвечая на данный вопрос, заметила, что в областном Правительстве сейчас прорабатываются варианты увеличения таких выплат, и в самом скором времени их размер возрастет. Пока же сумма единовременной денежной помощи семье при рождении ребенка составляет 4500 рублей, а размер ежемесячных детских пособий варьируется, в зависимости от возраста ребенка, от 70 до 304 рублей, что установлено на федеральномуровне.

Председатель общества инвалидов Соснового Бора Николай Николаев выступил в защиту инвалидов с ограниченными возможностями. Сегодня данная категория льготников поставлена перед необходимостью заключать договора на обслуживание за плату, но право получать компенсации почему-то предоставлены по закону неработающим гражданам, осуществляющим уход за такими инвалидами. Между тем, часто ухаживают за не имеющими возможность самостоятельно передвигаться гражданами близкие родственники, которым было бы резонно также предоставить право получать компенсацию за данную категорию льготников.

Председатель общества инвалидов города Коммунар Нина Домбровская поделилась отрицательным опытом тех льготников, которые воспользовались правом получения санаторно-курортного лечения. Да, сегодня у граждан появилась возможность посещать санатории на Юге, но тот прием, который им там был оказан, далек от первоначальных ожиданий. Плохое питание, минимальные услуги по лечению - такое отношение к себе пенсионеры посчитали явно неуважительным. Вдобавок, персонал санаториев попрекает льготников, уведомляя их, что именно такое отношение они могут получить в рамках 400-рублевых компенсаций.

Целый ряд вопросов был задан в адрес председателя комитета по здравоохранению Александра Гриненко. В первую очередь, участников встречи интересовало, когда вступит в силу обновленный реестр льготных лекарств, каким образом можно уменьшить очереди льготников за лекарствами (ожидание порой затягивается до 3 месяцев), почему на целый ряд льготных лекарств цены порой устанавливаются более высокие, чем на такие же, но в свободной продаже.

На самом деле, в области проблема с выдачей медикаментов по льготным спискам в значительной степени разрешена: по региональному списку на сегодняшний момент задержек нет - с начала года выписано 630 тысяч рецептов. Отсрочка в выдаче лекарств пока фиксируется по федеральному перечню льготных категорий граждан, находясь в регионе на уровне трех процентов от общего объема выписанных рецептов (в СПб этот показатель - 9 процентов).

Александр Гриненко разъяснил ситуацию в том плане, что согласно федеральному закону существуют определенные юридические и финансовые нормативы, по которым должна осуществляться выдача рецептов. Рецепт больному на приобретение лекарств в праве выписать только лечащий врач, заверяя рецепт своей подписью и печатью, что возлагает на медработника финансовую ответственность. Тормозит процесс выдачи лекарств и медленно идущая на федеральном уровне работа по утверждению новых кодов лекарственных средств в обновленном реестре. Пока на все письма в адрес министерства здравоохранения областной комитет получал только пояснения о том, что работа продвигается. Что касается неоправданного завышения цен, то по целому ряду таких случаев уже были возбуждены дела по привлечению к ответственности недобросовестных работников аптек.

Губернатор поручил комитету по здравоохранению и впредь держать на контроле ситуацию с получением льготными категориями граждан лекарств и четко координировать работу аптек.

В ходе встречи был обсужден еще один, крайне важный для всей области, вопрос - о грядущей реформе местного самоуправления. С докладом по итогам уже проведенной областными властями в рамках подготовки к реформе работы выступил председатель комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Юрий Марасаев.

8 настоящее время уже полностью определен статус муниципальных образований и установлены их границы. Таким образом, с 1 января 2006 года на территории Ленинградской области появятся 17 муниципальных районов, один городской округ и 204 поселения первого уровня (62 - городских и 142 - сельских), неподотчетных образованиям второго уровня, со своими бюджетами и полномочиями.

9 октября 2005 года по всей области пройдут выборы в органы власти муниципальных образований первого уровня. После определения составов муниципальных собраний депутатский корпус должен будет в составе конкурсной комиссии (50% членов комиссии - из депутатского состава и местного населения, 50% - предлагается по инициативе Губернатора) определить кандидатуру главы администрации, которую после обязаны утвердить депутаты. После этого из состава депутатского корпуса должны быть назначены представители в муниципальные районы. Наконец, после завершения формирования представительных органов наступает время, в течение которого необходимо утвердить устав и сформировать бюджет муниципального образования, чтобы уже с 1 января 2006 года орган муниципальной власти приступил к прямому исполнению своих обязанностей.

В процессе обсуждения процедуры выборов участники совещания попросили разъяснить им ряд моментов - от процесса формирования бюджетов до количественного определения депутатского состава из представителей городского и сельского населения.

Подводя итоги встречи, Валерий Сердюков выразил уверенность, что вся полученная представителями политических партий и общественных движений информация в полном объеме дойдет до жителей области. Народ должен узнать, что все их пожелания областное Правительство выполняет.

- Также хотел бы заметить, что все присутствующие сегодня в зале должны четко уяснить: для всех вас жизненно необходимо принять самое активное участие в выборах 9 октября. От вашей позиции напрямую зависит, кто придет к власти, будут ли это люди, способные принимать конкретные решения и хорошо знающие территорию, на которой они собираются работать, или обычные популисты. Что касается высказанных сегодня предложений, то можете быть уверены - они все дойдут напрямую до Президента и озвучены на заседании президиума Государственного совета и совещании в Калининграде с участием главы государства, - сказал в завершение встречи Губернатор.

Александр Правилов

Право быть стратегическим Список стратегических инвесторов и проектов остается открытым и может быть дополнен.  »
Юридические статьи »
Читайте также