Первый удар по эвакуатору

Питерские автолюбители одержали первую победу в борьбе с принудительной эвакуацией своих машин.

Руководители управления ГИБДД по Санкт-Петербургу после протеста городской прокуратуры признали, что владелец может вызволить свою собственность с цепей эвакуатора. Лиха беда начало?

Такие гибкие законы

До сентября прошлого года на специализированную (штрафную) стоянку в нашем городе доставляли автомобили водителей, которые были либо пьяны за рулем, либо ездили без документов. Постановление городского правительства N 1444 (август 2004 года) расширило этот перечень только одной позицией: попасть в "штрафбат на дороге" стало возможно и за парковку под запрещающими знаками. По данным УГИБДД, за 15 месяцев действия постановления в Питере за неправильную парковку попали на штрафстоянку более 25 тысяч машин! А осенью 2005 года за неверную парковку на специализированные площадки ежедневно попадали 80-120 автомобилей.

Это вызывает резкий протест автолюбителей, юристов и даже депутатов. Частную собственность, которая по Конституции РФ охраняется законом, увозили неизвестно куда без ведома ее владельца. Кроме того, за принудительную доставку городские власти ввели драконовский тариф - 2 тысячи 927 рублей без учета стоимости хранения на спецплощадке (12 рублей в час). Питерские водители жгуче завидовали москвичам, чьи машины могли попасть на эвакуатор только зимой за нарушение правил парковки во время уборки снега. И, что самое обидное для водителей из Северной Пальмиры, эвакуация в Первопрестольной осуществлялась за счет бюджета!

Законы в России в случае "целесообразности" имеют поразительную гибкость. Конституционный суд РФ постановил: "Административные органы и должностные лица... вправе задерживать транспортные средства, поскольку подобная мера не связана с лишением имущества" . Руководители питерского ГАИ избегают термина "эвакуация" и называют процесс "перемещением". Городская прокуратура тоже встала на сторону чиновников и отклонила запрос одного из депутатов Законодательного собрания по поводу легитимности эвакуации автотранспорта и расценок на нее. Правда, в ноябре 2005 года прокуроры немного пожалели автовладельцев, разрешив им вызволять машину с эвакуатора, покуда тот не уехал на штрафстоянку. 20 декабря управление ГИБДД на своем сайте официально подчинилось прокурорскому протесту.

30 минут стали длиннее

До вмешательства прокуратуры по приказу начальника УГИБДД от 15 сентября 2004 года автомобиль становился клиентом спецплощадки с того момента, как водитель эвакуатора расписывался в акте технического состояния транспортного средства, который составлял инспектор ДПС. Если человек бросил машину под запрещающим знаком, чтобы сбегать к ближайшему ларьку за сигаретами, шансов попасть в "штрафбат на дороге" у него немного. Служитель жезла должен вызвать эвакуатор, который вряд ли приедет раньше, чем через 20-30 минут. Кроме того, инспектор должен составить административный протокол правонарушения (около 10 минут), занести в акт все повреждения кузова и другие "особые приметы" автомобиля-нарушителя.

Словом, 30-40 минут, чтобы избежать эвакуации, у водителя имелись.

Но нередко случалось, что взмыленный частник прибегал к машине именно тогда, когда протокол уже составили, а погрузчик еще не уехал. Мольбы и угрозы не помогали, и нарушителю правил парковки приходилось платить 2 тысячи 927 рублей без учета стоимости хранения на штрафстоянке. Теперь не придется.

Кодекс РФ об административных правонарушениях вообще запрещает эвакуацию. Московские гаишники принудительно грузят машину на эвакуатор лишь в одном случае. Называется он "перемещением транспортных средств, мешающих механизированной уборке улиц от снега". Водитель оплачивает только штраф за пребывание автомобиля на стоянке. Депутаты петербургского ЗС после Нового года планируют московскую практику узаконить и у нас.

Материалы подготовил Сергей Тачаев

Офис по расчету "Арендных" посредников просят удалиться  »
Юридические статьи »
Читайте также