Личности по спискам

Депутаты ЗС в основном определились с тем, как же будут проходить выборы следующего городского парламента

Дело за малым - объяснить петербуржцам суть новой избирательной системы. Впрочем, эксперты полагают, что сделать это будет непросто: она весьма хитра и запутанна. Но обо всем по порядку.

До сих пор все пятьдесят депутатов ЗС боролись за мандаты в мажоритарных округах. Однако федеральный закон требует, чтобы не менее половины региональных парламентариев избирались по партийным спискам - "мариинцы" обязаны были привести городское законодательство в соответствие с общероссийским. Споры о том, как это сделать, растянулись на несколько лет. В коридорах власти обсуждали несколько вариантов.

Во-первых, можно было перейти к 100-процентному голосованию по партийным спискам. Но в этом случае такое понятие, как работа депутата в округе, ушло бы в прошлое - избиратели, привыкшие приходить к "своему" парламентарию с просьбами помочь в починке кровли, обустройстве детской площадки, расселении аварийной квартиры (перечень можно продолжать до бесконечности), вряд ли оценили бы такую новацию.

Во-вторых, можно было отдать "партийцам" половину мест в ЗС, укрупнив мажоритарные избирательные округа. Однако в этом случае нагрузка на каждого "мажоритарного" депутата возросла бы вдвое, а жителям стало бы вдвое сложнее попасть к нему на прием.

Еще один немаловажный нюанс: отношения между действующими парламентариями при этом обострились бы до предела, ведь каждый из них понимал бы, что сосед по округу станет конкурентом на следующих выборах. Как это отразилось бы на КПД законодательного органа, объяснять не нужно...

Наконец, был третий вариант - сохранить 50 округов и выбирать еще пятьдесят депутатов по спискам, то есть вдвое увеличить численность депутатского корпуса. Граждане, правда, эту идею не оценили, рассудив, что негоже увеличивать расходы на управление. Правда, расчеты показывают, что за "своего" депутата каждый избиратель платит 3 рубля в месяц - дешевле обходятся только тараканы. Возможно, публикация этих данных повлияла бы на умонастроения избирателей, но, как выяснилось, у части "мариинцев" были свои возражения против увеличения численности ЗС. "Чем больше депутатов, тем меньше считаются с каждым из них чиновники и бизнесмены", - откровенно объяснял один из законодателей, надо полагать, уверенный в собственном будущем.

В общем, все три основных варианта имели свои минусы, и Законодательное собрание приняло за основу четвертый, внесенный спикером Вадимом Тюльпановым. В соответствии с этим документом всех депутатов избирают по партийным спискам, но при этом выборы проходят на пятидесяти территориях, совпадающих с нынешними округами. Каждая партия выдвигает общегородской список максимум из трех фамилий и, кроме того, выставляет кандидатов на любом количестве территорий. Голоса, поданные за этих кандидатов, засчитываются в актив партии.

Если партия благополучно преодолевает семи- или пятипроцентный барьер, то мандаты получают члены "тройки", а затем - те кандидаты, которые принесли наибольшее количество голосов в общую копилку. То есть вначале в парламент пройдет претендент, набравший в своем округе, скажем, 90 процентов голосов, затем - тот, кто получил 80, а лишь потом (если хватит мест) тот, за кого проголосовали лишь 50 процентов избирателей.

"При такой системе партии уже не будут включать в списки людей, способных заплатить большие деньги, или тех, кому протежируют центральные органы. Партии будут делать ставки на личности, искать - и выдвигать - ярких, известных людей, ведь только это может принести успех", - объяснял Тюльпанов. Что же до первой тройки, то она, по словам спикера, нужна для резерва - ведь во время кампании кто-то из кандидатов может сойти с дистанции. "Кроме того, редкая партия способна выдвинуть кандидатов по всем пятидесяти территориям - в таком случае в избирательном бюллетене будут лишь фамилии людей из первой тройки", - рассказывал Вадим Альбертович.

По его утверждению, главное достоинство предложенной им выборной системы состоит в том, что она позволяет учесть интересы территорий - избиратели будут знать, кто является их представителем в ЗС и смогут обращаться к нему со своими проблемами. Впрочем, стоит отметить, что в ряде случаев, возможно, это будет... совсем не тот человек, за которого они голосовали. Поясню на примере. Предположим, в каком-то из округов работает депутат Н. Хорошо работает, пользуется уважением, но... состоит в партии, у которой не много шансов преодолеть барьер. Что делать этому депутату? Срочно искать другую, более "раскрученную" партийную организацию? Что ж, если он действительно популярен, его примут с распростертыми объятиями - это даст дополнительные голоса всему списку. Но, предположим, наш депутат к тому же принципиален и не хочет менять партии, как перчатки, ради сиюминутной выгоды. В таком случае вполне может статься, что, набрав 90, да пусть хоть 100 процентов голосов в своем округе, он в парламентне попадет. А на его место одна из партий-победителей пришлет своего представителя, которого никто из избирателей прежде и в глаза не видел.

Кстати, есть еще один аспект проблемы - получается, что беспартийный человек в принципе лишен активного избирательного права и не может выдвигаться в депутаты. На это попытался обратить внимание коллег Олег Нилов. Однако попытка не удалась - закон был принят в первом чтении главным образом благодаря голосам парламентариев из фракции "Единая Россия". Единороссы уверены, что новая система позволит им увеличить представительство в питерском ЗС, причем, возможно, еще до выборов. Расчет прост - яркие депутаты не захотят рисковать и связываться с партиями, которые могут не преодолеть барьера, тем более что федеральные законодатели обсуждают возможность введения запрета на создание предвыборных блоков.

Виктория Работнова

Сергея Миронова поставили на место ЗакС не поддержал его идею с одномандатными округами  »
Юридические статьи »
Читайте также