Пошли по партийной линии

Зачем прокуратура торопит депутатов с новым законом о выборах? На прошлой неделе прокурор города Сергей Зайцев заехал в Мариинский дворец, чтобы лично сообщить депутатам, как они не правы. Не правы депутаты потому, что до сих пор не определились с тем, по какой системе будут проходить будущие выборы в ЗакС (а именно - сколько будет депутатов и какая их часть будет избираться по партийным спискам).

Ранее, до своего личного появления во дворце, прокурор направлял депутатам представление о несоответствии городского выборного законодательства федеральному. Депутаты документ рассмотрели, признали требования прокуратуры обоснованными, но взяли на поправки три месяца. Прокурора столь долгое ожидание не устроило. В итоге, пообщавшись с прокурором, депутаты признали, что нехорошо так долго тянуть со столь важным вопросом.

Протест прокурора справедлив - депутаты должны были разобраться с системой выборов еще год назад. С тех пор бывший городской прокурор Николай Винниченко уже присылал несколько представлений, но развития этот сюжет не имел. Хотя, по закону, прокуратура может обратиться в суд, и, если суд признает правоту ее требований, ЗакСу дается полгода на исправление обнаруженных несоответствий, после чего он может быть распущен.

Однако Николай Винниченко, сочетавший прокурорскую работу с политической, понимал, что раскачивать лодку и доводить дело до суда не следует. В связи с этим не всем понятна активность нового прокурора. Или Сергей Зайцев решил, что закон суров, но это закон, или его действия лежат в рамках задачи по ускорению решения самого болезненного для ЗакСа вопроса - о системе собственных выборов. Как это ни странно, большинство опрошенных экспертов склонялись к версии, что прокурор действовал по собственной инициативе.

"Город" уже писал о всех возможных схемах по численности и системе формирования нового ЗакСа (25 на 25, 50 на 50 и 50 только по партспискам). Ранее считалось, что Смольному все равно, как будут избираться депутаты, главное - чтобы их было как можно меньше. При этом те депутаты, что были уверены в своем счастливом партийном будущем, выступали за партсписки, а те, кто не уверен или вложил немало средств в свой округ, - за смешанную систему. В этой разноголосице все были заинтересованы в том, чтобы оттянуть решение вопроса на как можно более долгий срок.

Однако сейчас, по имеющимся сведениям, расстановка сил изменилась - и Смольный, и "Единая Россия" (ее в городе возглавляет спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов) сошлись на том, что депутатов должно быть как и сейчас - 50 и все они должны избираться по партийным спискам. Считается, что разработкой проекта закона занимается городская избирательная комиссия.

Комментарий

Дмитрий Краснянский, заместитель председателя Горизбиркома

- Можно ли написать такой закон о выборах, который удовлетворил бы всех депутатов?

- Нельзя создать документ, который удовлетворил бы всех. Но я считаю, что целесообразно говорить о варианте из 50 депутатов, в котором все они избираются по партийным спискам, но при этом учитываются и персоналии кандидатов. Когда мы голосуем на выборах в Думу, мы голосуем просто за партию и иногда даже не знаем, кто входит в ее список. Мы предлагаем уйти о этого принципа.

- Как?

- Достаточно просто. Город делится на несколько территорий, их может быть 50, может быть 30 - мне последнее число нравится больше, но депутатам, да и избирателям будет удобнее сохранить 50. На каждой из этих 50 территорий, совпадающих в границах с бывшими округами, партия могла бы выдвигать в составе своего списка одного конкретного кандидата. То есть в списке есть общегородская часть из 3 человек, которые проходят в любом случае, если только партия преодолевает барьер, а остальные мандаты распределяются среди тех, кто набирает большинство голосов на территориях.

- Как в таком случае будет выглядеть избирательный бюллетень?

- В бюллетене будет написано, допустим: КПРФ, ее первая тройка, а также фамилия того кандидата, который баллотируется на этой территории. Избиратели, голосуя, будут ориентироваться и на партию, и на кандидата.

- То есть это похоже на обычное выдвижение по округам, только от партий?

- Да, здесь многое будет зависеть от самого кандидата, он должен бороться за голоса избирателей. Но если, например, ты набрал 60% голосов, а твой товарищ по партии в соседнем округе - 80%, то мандат в первую очередь получит он. При такой схеме может получиться, что от одной территории депутатами становятся несколько человек.

- Если кто-то из избранных кандидатов отказывается от мандата?

- Если отказывается кто-то из первой тройки - я предлагаю отдавать мандат другой партии. Если отказывается кто-то из остальной части, то мандат переходит к следующему за ним по числу набранных голосов.

- Возможность создания партийных блоков на городских выборах будет предусмотрена?

- Пока закон это позволяет. Но существует вероятность, что создание блоков будет запрещено на федеральном уровне.

- Барьер для партий останется пятипроцентным?

- ЦИК предлагает оставить на региональных выборах пятипроцентный барьер. Но сейчас обсуждать такие вещи рано. Собственно, городской закон пока никто и не пишет потому, что будет меняться федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав, и пока не понятно, что писать в нашем законе.

- А в федеральном законе, по вашим сведениям, будут принципиальные изменения?

- Смотря что считать принципиальными изменениями. Например, ЦИК наконец предложил то, о чем мы говорили много лет, - чтобы каждый гражданин мог сам выбирать, где ему регистрироваться в качестве избирателя. То есть когда люди, которые живут в одном месте, а прописаны в другом, могут просто прийти в ближайшую избирательную комиссию и потребовать зарегистрировать их по месту жительства. Это вопрос принципиальный - он влияет на явку. Есть еще предложения убрать "против всех".

- Статусные федеральные фигуры смогут входить в первые тройки списков на городских выборах? Например, министр или спикер Совета Федерации?

- Сможет, если он напишет заявление, что в случае своей победы откажется от поста председателя Совета Федерации. Ну а если победит, уже будет решать, отказываться или нет.

- Зачем тогда писать заявление?

- Это требование закона - любой человек, выдвигаясь, обязан писать заявление, что обязуется в случае избрания отказаться от деятельности, несовместимой с деятельностью депутата Думы или ЗакСа. Как Лужков с Шойгу писали, а потом передумали. У нас же не Запад - любой политик может передумать, и ему ничего за это не будет.

- Законодательно вы собираетесь бороться за чистоту выборов? Например, сделать урны прозрачными, как на Украине, чтобы исключить возможность вброса бюллетеней?

- Если урна прозрачная, то теоретически можно увидеть, за кого проголосовал избиратель. Это нарушение принципа тайного голосования. А понятие вброс - из разряда мифических, как НЛО. Ну, может быть, можно вбросить несколько бюллетеней на нескольких участках, но результат незначительный, а попасться очень легко.

- Когда может быть принят закон?

- Было бы хорошо, если бы он был принят осенью 2006 года.

- А как же требования прокуратуры?

- Прокурор требует внести поправки в устав города. Поэтому сейчас депутатам надо написать в уставе, что парламент состоит из 50 депутатов, избираемых по пропорциональной системе.

Антон Мухин

Мечта президента  »
Юридические статьи »
Читайте также