Светлана Салтанова: "Петербург нуждается в официальной концепции застройки"

В последние годы строительный рынок Петербурга активно развивается, хотя потенциал этого развития задействован не полностью.

Рыночный рост мог бы быть еще более прогрессивным, если бы его не сдерживал ряд неблагоприятных факторов. Основной из них -- несовершенство правовой базы, регулирующей строительную деятельность в Петербурге.

Первой важной проблемой, которая стоит сегодня на пути полноценной плодотворной деятельности застройщиков, является отсутствие Градостроительного кодекса Петербурга. В этом Кодексе должны быть четко отражены полномочия органов государственной власти СПб и органов местного самоуправления в градостроительной сфере, структура и порядок утверждения градостроительной документации.

Тем временем имеющаяся сегодня правовая база регулирования инвестиционно-строительной деятельности не решает многих важных вопросов, отдельные положения носят декларативный характер, что, безусловно, затрудняет их применение.

К сожалению, взаимодействие Законодательного собрания и администрации города в области принятия современных норм градостроительства сегодня нельзя назвать эффективным. Значительной переработки требует Закон СПб "Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга" с учетом российского законодательства, в особенности Земельного кодекса РФ. Актуальным было бы принятие Правил землепользования и застройки, а также урегулирование порядка предоставления земельных участков под застройку на уровне Закона Петербурга в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Немалые трудности несет застройщикам отсутствие официальной концепции застройки Петербурга (в отличие от ряда российских городов, где действует положение о застройке). В отсутствие градостроительного плана участники петербургского рынка вынуждены самостоятельно искать участки под строительство, разрабатывать для них концепцию, готовить предпроектную документацию, самостоятельно согласовывать проект с инженерными структурами.

При этом инвестор находится в весьма невыгодном положении: во-первых, проект застройки может быть не принят согласующими структурами, так что все предварительные труды и усилия окажутся "холостыми"; во-вторых, даже после успешного согласования предпроектной документации застройщик не имеет никаких гарантий того, что получит разрешение на строительство.

В соответствии с существующим в городе порядком предоставления земельных участков сначала с потенциальным инвестором по результатам торгов заключается краткосрочный (до одного года) договор аренды земельного участка на проведение изыскательских работ, на основании которого фактически готовится так называемый пакет инвестиционно-тендерной документации. Затем принимается второе решение ИТК в отношении этого же инвестора о проектировании и строительстве на данном земельном участке объекта недвижимости, утверждаемое распоряжением администрации Петербурга. При этом компания, которая провела изыскательские работы, затратив на это временные и финансовые ресурсы, на наш взгляд, не имеет основанных на законе юридических преимуществ перед другими участниками рынка на предоставление земельного участка под строительство.

Наличие множества проблем заставляет сделать вывод: первоочередной задачей наших законодателей должно стать скорейшее создание максимально благоприятного инвестиционного климата в городе как в отношении привлечения инвестиций в жилищное строительство, так и в реконструкцию культурно-исторического наследия Петербурга. Более всего сегодня рынку необходимо установление каких-либо льгот для инвесторов, снижение бремени платежей на инфраструктуру и, главное, законодательное закрепление четкой и понятной, максимально простой процедуры согласования прав на строительство. Несомненно, решение этих проблем могло бы вывести строительный рынок Петербурга на новый, более прогрессивный уровень развития. (В.Ш.)

Директор правового департамента корпорации "Петербургская недвижимость" Светлана Салтанова: «Процедура согласования прав на строительство должна быть простой и понятной»

КСТАТИ

Последствия самостоятельных поисков под застройку:

проект застройки может быть не принят согласующими структурами, так что все предварительные труды и усилия окажутся "холостыми"

даже после успешного согласования предпроектной документации застройщик не имеет никаких гарантий того, что получит разрешение на строительство

даже затратив временные и финансовые ресурсы, застройщик не имеет основанных на законе юридических преимуществ перед другими участниками рынка на предоставление земельного участка под строительство

Столицы будут дружить  »
Юридические статьи »
Читайте также