Кто приносит чистую прибыль причаловладельцам?

Владельцы частных и военных причалов в Петербургском порту в погоне за прибылью допускают грубейшие нарушения - ведут погрузку топлива на совершенно не приспособленных для этого причалах. Более того, с танкеров, стоящих около таких причалов, в свою очередь ведется бункеровка судов портового класса, что запрещено в принципе.

"Серые" бункеровщики, использующие такие причалы, обычно платят за арендуемые гидротехнические сооружения в среднем 4 долл. за тонну переваленного топлива. Причем эта деятельность не отражается в отчетной финансовой документации владельцев причалов, поскольку производится незаконно. Следовательно, полученные таким образом доходы не облагаются налогами. В погоне за прибылью коммерсанты допускают такие нарушения, которые в случае аварийных разливов топлива могут привести к крупным экологическим катастрофам.

На "Северной верфи" снова бункеруют

На причалах завода "Северная верфь" с середины ноября возобновилась погрузка топлива на танкеры с водоизмещением около 3 тыс. тонн. В настоящее время без специального разрешения Балтспецморинспекции танкер "Иркутская ГЭС" стоит у заводского причала N 7 и принимает на борт мазут, который подвозится к нему автомобильными цистернами. Причем речь идет о достаточно больших объемах топлива, поскольку общая грузоподъемность судна - 2,8 тыс. тонн.

Владельцем причала N 7 "Северной верфи" является ОАО "Коммерческий центр: транспорт и лес" (КЦТЛ). Эта компания почти 10 лет назад выкупила права на владение несколькими техническими причалами у судостроительного завода. Коммерсанты слегка переоборудовали гидросооружения для приема судов различного назначения, разработали планы ЛАРН (ликвидация аварийных разливов нефти). Причалы "Северной верфи" теперь активно используются КЦТЛ под загрузку экспортных судов и танкеров. Однако, чтобы иметь возможность проводить погрузочно-разгрузочные операции, для каждого причала необходимо иметь соответствующее разрешение на проведение работ. Такое решение согласуется в Балтспецморинспекции, СЭС, в Экологическом управлении Минприроды, а также в Службе капитана порта. Как стало известно, основного согласования - разрешения Балтспецморинспекции на загрузку танкеров мазутом - на причале N 7 у КЦТЛ нет.

Бункеровщик без регистра

Вообще, проводить операции с нефтепродуктами можно только при полном соблюдении всех технических и экологических требований. План ЛАРН необходим в этом случае не только причалу, но и судну, принимающему на борт топливо. В Балтспецморинспекции утверждают, что танкер "Иркутская ГЭС", который находится у причала "Северной верфи" с 14 ноября, не подвергался инспекции после проведенного недавно переоборудования судна. Кроме того, "Иркутскоя ГЭС" не имеет морского регистра, только речной. При выходе из Невы в акваторию порта Санкт-Петербург судно не смогло предъявить никаких документов Портнадзору. И, тем не менее, танкер уже полмесяца стоит у причала "Северной верфи". Более того, он незаконно бункерует подходящие к нему катера и буксиры.

Военный бункерный бизнес

Если КЦТЛ является коммерческой организацией и имеет право на заключение коммерческих контрактов, то чиновники военных ведомств не имеют никаких прав на коммерческую эксплуатацию военных объектов. Но на практике все обстоит иначе.

Танкер "Братская ГЭС" грузоподъемностью 2,8 тыс. тонн примерно в те же сроки, что и "Иркутская ГЭС", проследовал из устья Невы через акваторию порта Санкт-Петербург к Ломоносову. Там он встал у причала N 11, принадлежащего военному ФГУП "УНР 519". Это предприятие не входит в состав Ленинградской военно-морской базы, но занимается ремонтом гидротехнических сооружений и подчиняется непосредственно заместителю главнокомандующего ВМФ по строительству и расквартированию.

Перевалка по договору

По договору N 75 от 10.11.2004, заключенному между ООО "Андия" (в лице И. А. Богатырева) и ФГУП "УНР 519" (в лице начальника полковника С.А. Яковлева), причал N 11 предоставлен для отстоя танкера "Братская ГЭС". В том же документе отмечается, что проходная ФГУП "УНР 519" обязана пропускать автотранспорт ООО "Андия" для проезда к судну. Таким образом, схема повторяется: мазут подвозится к танкеру автотранспортом, затем сливается в емкости танкера, то есть производится не предусмотренная договором погрузочная операция. Кстати, договор между "Андией" и ФГУП предусматривает перевалку исключительно флотского мазута в объеме, не превышающем 1000 тонн в месяц. В дальнейшем, по сообщениям наблюдателей, к танкеру подходят катера ЗАО "Портофлот" для бункеровки. Разрешений на такую бункеровку, естественно, нет.

Причал N 11 предназначен только для приема строительных грузов. Ни паспорта причала, ни плана ЛАРН, ни топливоперекачивающей станции на причале нет. Естественно, что перевалка нефтепродуктов при таких условиях не просто опасна, а очень опасна. Кроме того, сам причал находится в очень плохом техническом состоянии и, по оценкам экспертов-экологов, "просто может обрушиться в любой момент, как это случилось летом с причалом N 9 в Ломоносове". Последствия такой катастрофы могут быть колоссальными.

МАП ждет нового закона

Все эти нарушения мало волнуют Морскую администрацию порта (МАП). Согласно официальной информации о судозаходах в порт Санкт-Петербурга, представленной на интернет-сайте МАП, о нахождении "Иркутской ГЭС" у причала "Северной верфи" морским чиновникам известно. То есть на глазах у капитана порта на причалах в подконтрольной ему акватории производятся несанкционированные операции. Все комментарии МАП в стиле "Танкер стоит у причала на отстое и никаких операций не производит" не могут быть приняты, потому что даже коммерсанты-участники рынка портовых услуг осведомлены о факте незаконной перевалки мазута на неприспособленных причалах. Таким образом, Морская администрация, призванная следить за безопасностью в порту, по какой-то причине сама "закрывает глаза" на отдельные факты.

Конечно, контролировать работу владельцев частных причалов Морской администрации не просто. Возможно, после принятия закона "О портах РФ" все причалы в числе прочих гидротехнических сооружений будут признаны федеральной собственностью. Тогда частные собственники лишатся своего "теневого" бизнеса. Однако пока что проект закона даже не рассматривался правительством РФ, а его поступление в Госдуму ожидается не раньше конца зимы.

Анатолий Полтев

Штрафы превращаются в инвестиции  »
Юридические статьи »
Читайте также