МАП боится саморегулируемых

Несмотря на лихорадочное стремление депутатов старой Госдумы в последние месяцы парламентского срока принять львиную долю «особо значимых» законопроектов, за ними остался приличный хвост нерассмотренных документов. В том числе и спорных проектов законов, к каким относится, например, проект федерального закона «О саморегулируемых организациях»

Этот документ, внесенный летом 2003 года, в октябре был принят в первом чтении. Дальнейшую судьбу законопроекта предстоит решать депутатам уже нового созыва. Стоит сказать, что документ вызвал достаточно бурную и неоднозначную реакцию в среде чиновников.

Напомним, что проект закона «О саморегулируемых организациях» позиционируется как документ, направленный на реализацию единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, авторы законопроекта во главе с экс-председателем Комитета Госдумы по собственности Виктором Плескачевским рассчитывают, что документ снизит степень давления государства на свободные рыночные отношения в сфере предпринимательства.

Негодование многих чиновников и некоторых предпринимательских структур вызвало то, что законопроект предусматривает отказ государства от регулирования и контроля целого ряда отраслей в пользу саморегулируемых организаций (СРО). Вместе с тем предполагается, что государство сохранит за собой функцию надзора, а саморегулируемые организации должны создать дополнительный механизм ответственности участников СРО перед третьими лицами. Фактически авторы проекта закона рассчитывают на реализацию принципа материальной ответственности участников СРО перед потребителями производимых товаров, работ, услуг.

Глава Министерства по антимонопольной политике РФ Илья Южанов отметил, что у него «есть опасения получить в лице некоторых СРО еще худший образчик частного кооперирования, когда группа товарищей захватит какой-нибудь рынок, сферу или отрасль и начнет ее регулировать, как она считает нужным».

В настоящее время правительство рассматривает возможность передачи СРО функции регулирования в секторе аудита и бухучета. Ранее этот вопрос входил в компетенцию Минфина. По мнению ряда союзных групп, СРО, которые на практике будут подконтрольны крупным аудиторским компаниям, проигрывают по эффективности исполнения надзорных функций независимому от аудиторов Минфину. Между прочим в стенах петербургского ЗС существует несколько иная точка зрения. В частности, руководитель аппарата Комитета по законодательству Андрей Ошурков заявил, что он выступает «за» выведение оценочной и аудиторской деятельности из-под государственного контроля, так как это поможет «разгрузить» бюджет.

Первый зампредседателя Совета Федерации Валерий Горегляд, в свою очередь, предположил, что принцип саморегулируемой организации может означать, что, например «в алюминиевой отрасли функции государства станет исполнять Дерипаска. При нем будет две-три дочерние компании, и все они начнут «саморегулироваться» в пользу одного олигарха».

Стоит отметить, что авторы законопроекта «О саморегулируемых организациях» намерены продолжить основную линию ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно этому закону право назначать арбитражных управляющих и контролировать их деятельность передано СРО. Еще год назад при поддержке РСПП было создано НП «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих», в состав учредителей которого вошли Василий Шахновский («ЮКОС»-Москва), Алексей Мордашов (Северсталь-групп), Анатолий Чубайс (РАО «ЕЭС»), Владимир Потанин (Интеррос) и другие.

Заместитель председателя Высшего арбитражного суда Василий Витрянский по этому поводу заявил: «Если раньше можно было говорить об ангажированности отдельных арбитражных управляющих, то теперь будут созданы целые организации с аналогичными целями. На Западе политика направлена на повышение независимости арбитражных управляющих, а у нас - наоборот».

И еще. Сторонники законопроекта «О СРО» главным образом спекулируют на слабости российских союзов и ассоциаций. Однако сегодня необходимо обеспечить цивилизованное взаимодействие уже существующих союзов и ассоциаций с органами государственной власти, а не создавать новые структуры, подконтрольные представителям крупного бизнеса.

По мнению ряда официальных лиц, поправки в действующий Закон «О некоммерческих организациях», недавно внесенные в Госдуму, позволят союзам и ассоциациям получать от органов государственной власти информацию по профилю своей деятельности, а также участвовать в разработке соответствующих нормативных правовых актов, программ.

Но, как говорится, продолжение следует. Старт для начала новой эры Госдумы уже дан, и дальнейшее развитие событий вокруг законопроекта «О СРО» окажется продуктом достаточно сильно измененного думского состава. Между прочим принятие в первом чтении Госдумой данного проекта закона было весьма оптимистично воспринято российскими либеральными партиями. В частности, глава петербургского отделения СПС Григорий Томчин заявил, что поддержка законопроекта «О СРО» говорит о том, что «административная реформа становится реальностью».

Елена Ким

Возвращение блудного долга Руководитель Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству Татьяна Трефилова надеется, что заказных банкротств больше не будет  »
Юридические статьи »
Читайте также