Закон о "временщиках"

Правительство готово дать регионам и муниципалитетам от силы четыре года, чтобы освоить новый порядок межбюджетных отношений. Там же, где власти не справятся с этой задачей, управление возьмет на себя временная финансовая администрация (ВФА). Это предусмотрено поправками в Бюджетный и Налоговый кодекс, которые сегодня рассмотрит правительство.

Поправки, подготовленные Минфином, предусматривают перераспределение источников доходов и расходных обязательств между федеральным, региональными и местными бюджетами. С 2005 г. обязательства местных бюджетов сократятся на 321,2 млрд руб. , а федерального и региональных увеличатся, соответственно, на 16,6 млрд руб. и 304,6 млрд руб.

По замыслу Минфина временная финансовая администрация (ВФА) для осуществления бюджетных полномочий будет вводиться на год в том случае, если просроченная задолженность регионального или муниципального органа власти превысит 30% собственных доходов бюджета. На разгребание завалов "временщикам" будет отведен год. С 2007 г. вводить внешнее управление в субъектах федерации сможет Высший арбитражный суд по ходатайству правительства РФ, а с 2008 г. эта процедура будет распространена и на муниципалитеты, решения по которым будет принимать областной арбитраж по ходатайству губернатора.

"БК и сейчас устанавливает критерии банкротства регионов, но реальных механизмов для этого нет", - говорит Александр Андряков из Экономической экспертной группы. "Максимум, чего добился в эти годы Минфин, - перевел расходы регионов на казначейское обслуживание. Но это само по себе не учит грамотно управлять финансами", - добавляет руководитель направления Центра фискальной политики Леонид Богданов.

Главной задачей ВФА станет восстановление платежеспособности на вверенной территории. При этом влияние местных законодателей на решения "временщиков" будет ограничено. Например, проект регионального бюджета, внесенный ВФА, законодательное собрание должно будет одобрить в течение месяца. В случае неодобрения документ будет направлен в правительство, а оно затем вносит его в Госдуму, которая и станет окончательной инстанцией.

Обоюдоострым оружием назвал вводимый механизм псковский губернатор Евгений Михайлов. Он допускает, что федеральный центр способен использовать новый инструмент для устранения неугодного губернатора. "Арбитражному суду надо учитывать не один критерий , а более широкий набор обстоятельств. Допустим, тяжелое наследство, доставшееся избранному главе региона", - замечает он. А и. о. мэра Архангельска Александр Калинин не исключает, что губернаторы воспользуются механизмом против строптивых муниципалов.

Богданов тоже допускает возможность произвола. По его словам, Минфин и Госкомстат по-разному трактуют понятие "просроченная задолженность", и это создает поле для манипуляций. "У центра есть возможность искусственно создать просроченную задолженность субъекта федерации, задержав трансферты или отказав в продлении федеральных ссуд, которые в соответствии с поправками в БК включаются в собственные доходы регионального бюджета", - говорит Богданов. Андряков подчеркивает, что в "просрочку" теперь будет включаться и кредиторская задолженность, а не только долговые обязательства, как сейчас. Властям на местах придется следить не только за объемом банковских займов и выпуском ценных бумаг, но и за долгами по зарплате, социальным пособиям и обязательствам по договорам с коммунальными службами.

Руководитель департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров говорит, что механизм ВФА будет использоваться только в исключительных случаях, "когда рушится все и вся".

Александр Беккер

В России появятся регионы-банкроты Минфин направит комиссаров в субъекты федерации межбюджетные отношения  »
Юридические статьи »
Читайте также