Укрепление государственности условие выживания

Трагедия в Беслане заставила нашу страну пересмотреть многие вроде бы давно устоявшиеся политические ценности. Для расследования причин и обстоятельств этих событий создана парламентская комиссия во главе с заместителем председателя Совета Федерации Александром Торшиным. Александр Порфирьевич отвечает на вопросы корреспондента "ПЧП" Бориса Сергеева.

- Совершенно очевидно, что трагедия в Беслане стала стимулом к законодательным инициативам президента, направленным на изменение системы выборов. Можете ли вы оценить общую направленность принятых президентом решений с точки зрения информации, полученной вами в ходе работы парламентской комиссии?

- Контекст принятия этих решений мне совершенно ясен. Будучи погруженным в тематику Северного Кавказа, могу сказать, что применительно к этому региону президентские инициативы более чем актуальны. Показательный факт: еще два года назад в своей инаугурационной речи нынешний президент республики Северная Осетия (Алания) Александр Дзасохов высказался в том смысле, что с выборностью губернаторов надо кончать. Заметьте: это сказал авторитетнейший человек, очень убедительно победивший на выборах. Сегодня, после трагедии в Беслане, ситуация на Северном Кавказе лишний раз подтверждает эту мысль, служит наглядной иллюстрацией безотлагательности предложенных мер.

Да, демократия - магистральный путь развития общества. Однако не следует забывать и о специфике того или иного общества, и здесь уже речь не только о Северном Кавказе. Мой брат, биохимик, говорит, что любое вещество - яд. Все дело в дозе. Можно съесть две ложки меда и получить удовольствие. Но если в вас впихнуть пять кило меда - боюсь, вы умрете в страшных мучениях... То же и с демократией. Думаю, когда президент в своем обращении 4 сентября говорил о "несоответствии политической системы состоянию и уровню развития общества", он имел в виду именно это обстоятельство.

Если говорить предметно, можно попытаться смоделировать возможное развитие ситуации в Северокавказском регионе. Судите сами. В первый день захвата заложников террористы выдвинули требование немедленной явки к ним руководителей двух субъектов Федерации - Северной Осетии (Алании) и республики Ингушетия. Степень вероятности того, что они были бы убиты, - высочайшая, поскольку задачей террористов было максимальное обострение ситуации. В этом случае трагедия Беслана переросла бы в национально-политический коллапс с катастрофическими последствиями. В соответствии с чисто демократической процедурой через три месяца мы должны были бы провести досрочные выборы в двух северокавказских республиках. И я уже сейчас могу охарактеризовать людей, которые оказались бы у власти на волне этого горя. Пришли бы "национальные герои"; главным мотивом деятельности каждого из них стало бы национальное отмщение. Учитывая, что отношения между северокавказскими народами (ингушами и осетинами) и без того, мягко говоря, не безоблачные, мыполучили бы угрозу такого конфликта, который из центра не погасить. В эту воронку стало бы затягивать Чечню, Карачаево-Черкесию, Дагестан, Ставропольский край... Со временем в этой воронке могла бы сгинуть вся Россия.

Поэтому не будет преувеличением сказать, что сейчас на Северном Кавказе решается не судьба региона или отдельных субъектов Федерации, - там решается судьба всей страны.

- Северокавказский регион - это все-таки не вся Россия. Допустимо ли распространять методы решения проблем наших "сложных территорий" на всю страну?

- Если позволительно использовать медицинские термины, то в системе функционирования региональной власти мы имеем пусть и не "острую боль", то "вялотекущее, но глубокое разложение". Ведь у нас практически нет механизмов отзыва всенародно избранных губернаторов (хотя администрация президента и пытается реагировать на наиболее вопиющие факты превышения ими должностных полномочий); нет механизмов сдерживания, которые играли бы роль своеобразного контракта с главами регионов. Не буду называть фамилий, но один губернатор куролесит так, что либо морду набьет милиционерам, либо чего-нибудь скажет спьяну... О том, что бюджет региона некоторые местные руководители рассматривают как собственный карман, и не говорю. Уголовные дела возбуждаются, но вот вопрос: кто-нибудь понес какое-то наказание? Небожители!..

Если быть честными перед самими собой, придется признать, что существующий "демократический" способ формирования губернского руководства в наших условиях влечет тотальную коррупцию - раз и тотальное кумовство - два. Такого количества родственников, работающих в структурах исполнительной власти в субъектах Федерации, нет, наверно, нигде. Как относиться к губернатору, у которого приемная - пополам с женой? Сыновья, кумовья, племянники... Скажите, возможно было бы при назначаемом губернаторе жить на столь широкую ногу?

В связи с предложенным порядком формирования губернаторского корпуса не создается ничего принципиально нового. Речь не только о прямом назначении губернаторов в первой половине 90-х годов, что, однако, не вызывало столь активных протестов широкой общественности. Не знаю, как сие прописать аккуратно, но это - частичный возврат и к дореформенной модели формирования местного руководства, которая при всей нашей рефлекторной нелюбви ко всему советскому имела некую здравую основу. Первому секретарю обкома в голову не приходило построить себе трехэтажный особняк при зарплате в 300 долларов.

- Вы не видите здесь проблем с точки зрения конституционного права, на которое, прежде всего ссылаются оппоненты президента?

- Бытует поговорка: "Два юриста - это три мнения". С точки зрения казуистики можно найти изъяны в любом решении. Но у нас существует Конституционный суд, и если решение президента будет обжаловано, КС скажет свое слово.

Согласен, многих смущает то обстоятельство, что рядовой избиратель теряет право прямого выбора губернатора, а также реальную возможность быть избранным на высокую должность самому. Но, во-первых, посмотрите, кто и как пользуется этим правом сейчас. А во-вторых, если предложенная схема формирования губернаторского корпуса будет реализована, неизмеримо возрастет значение (надеюсь, и качество) выборов членов законодательных собраний субъектов Федерации, что, опять же, несомненный плюс.

В конце концов, два абсолютно легитимных выборных органа государственной власти - президент РФ и Законодательное собрание региона - определяют главу местной исполнительной власти. Я не усматриваю в этом ничего, что противоречило бы не только здравому смыслу, но и букве и духу Конституции России.

Уверен, президент выбрал правильную линию, тем более что, по его же словам, другого выбора у нас просто нет. Мы подошли к той черте, когда укрепление государственности становится условием выживания.

Без отмыва от репутации  »
Юридические статьи »
Читайте также