Кризис жанра? ОСАГО перестал нравиться даже страховщикам.

Непопулярный в водительской среде закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" (ОСАГО) не нравится автолюбителям с первого дня его действия - 1 июля 2003 года. В уходящем году он перестал нравиться и страховым компаниям, работающим на этом рынке, из-за резкого роста страховых случаев. Крупные игроки предрекают кризис системы ОСАГО, а в Государственную думу внесены поправки, увеличивающие базовую ставку годового полиса на 20-30 процентов. Документ пока лежит под сукном .

Сверхприбыли тоже плачут

В прошлом году в Санкт-Петербурге за оформление полиса страховые компании собрали 3 миллиарда рублей, и лишь 750 миллионов ушло на возмещение ущерба в ДТП. В 2005 году сумма страхового вала увеличится до 3,3-3,4 миллиарда рублей, но на выплату компенсаций компании потратят уже 2 миллиарда. Резкий рост страховых случаев (средняя выплата по одной аварии - 22 тысячи рублей) коммерсанты связывают с увеличением "подстав" на дорогах.

Этим промыслом занимаются большие группы мошенников на колесах - к сожалению, классных водителей. Они провоцируют несколько ДТП в год, разоряют своих соседей по дороге, так как те по протоколу признаются виновными, и при этом умудряются получать компенсации в разных страховых фирмах. На долю "подстав" приходится до 20 процентов выплат!

Страховщики даже создали общую базу данных злостных участников ДТП и проверяют каждую сомнительную аварию.

Лоббисты страховых компаний предлагают увеличить базовую ставку ОСАГО сразу на 20 процентов, а в проблемных регионах (Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ) - на все 30. Они упирают на то, что тарифы не пересматривались вот уже 2,5 года, а ежегодные темпы инфляции составляют 10-15 процентов. Кроме того, стоимость запчастей и ремонтных работ (на их основе рассчитывается компенсация) выросли за этот период в 1,5 раза.

Сверхприбыли этого рынка уходят в прошлое. Полтора миллиарда рублей "навара", который после всех выплат останется у питерских автостраховщиков, участники рынка считают недостаточной прибылью. Как говорится, у кого щи жидкие, а у кого жемчуг мелкий.

Поправки приятные и не очень

Осенью 2005 года депутаты Госдумы утвердили первые поправки к закону об ОСАГО . В документ внесены два важных изменения. Во-первых, максимальный размер возмещения вреда здоровью в результате аварии повышается до 160 тысяч рублей на каждого потерпевшего. Раньше предельная сумма выплат составляла 240 тысяч рублей на всех, а, к сожалению, бывают аварии, в которых получают травмы и даже гибнут по несколько человек.

Во-вторых, поправка к закону уточняет понятие "внутренняя территория". До октября 2005 года машины, столкнувшиеся при маневрах на бензоколонке, на парковке у гипермаркета или на заводской площадке, на компенсацию претендовать не могли. Поправка признала такие инциденты "страховыми случаями" с выплатой ущерба пострадавшей машине.

Чиновники и депутаты также готовят процедуру упрощения мелких ДТП, за которую ратуют и автостраховщики, и их клиенты. Суть поправки - аварии с ущербом до 15 тысяч рублей при обоюдном согласии участников инцидента будут оформлять аварийные комиссары без участия ГАИ.

В теории "разбор полетов" на месте, без участия гаишников, значительно уменьшит заторы в крупных городах. Интенсивность движения в Петербурге такова, что перекрытие трафика на 10-15 минут приводит к системной пробке. А мелкие ДТП (100-300 случаев ежедневно) парализуют движение минимум на полчаса. Стоящие в заторе люди ждут приезда экипажа ДПС, чтобы тот замерил место происшествия и оформил протокол.

Оценка происшествия силами аварийных комиссаров страховых компаний - первый шаг к "европейскому протоколу", который еще не сделан. Разработчики в раздумье: как навскидку определить, на какую сумму повреждена машина - на 10 или на 17 тысяч рублей?

Три месяца "хождений по мукам"

Российский закон об "автогражданке" обязывает потерпевшего получать компенсацию в компании, застраховавшей виновника аварии. А получить там полную сумму невозможно по определению. Человек идет за оценкой ущерба только в ту фирму, в которую его направит страховая компания, - никаких независимых оценщиков!

Люди, столкнувшиеся с этой системой, уверяют, что сумма возмещения оказывается меньше реальной на 30-40 процентов. Эксперты производят расчеты на основе только им понятного алгоритма, без выделения этапов работ (подвеска, кузов, малярка). Кроме того, расценки на все виды восстановительных работ берутся по нормам завода-изготовителя, а не ремонтной мастерской в Питере. А снять/поставить двигатель иномарки на конвейере и в автосервисе - две большие временные разницы. Свой нормо-час кустарный автослесарь ценит выше, чем его конвейерный коллега.

Один из депутатов Госдумы, глава движения "Автомобилисты России", пытался внести поправку в ОСАГО, чтобы потерпевшие имели право получать компенсацию в своей страховой компании. Лоббистские возможности депутата оказались слабее возможностей автостраховщиков.

Возмещение ущерба происходит через 3 месяца. По закону гаишный дознаватель обязан выдать экспертное заключение по ДТП (кто прав, кто виноват, "обоюдка") в течение двух месяцев. Самые нетерпеливые водители попусту обивают пороги милицейских кабинетов или для ускорения процесса платят приличные суммы посредникам. Умные же не суетятся, приходят к дознавателю ровно через 60 дней, получают протокол и направляются в офис страховщика виновника аварии.

Оттуда его направляют к "своему" оценщику, который и определяет сумму компенсации. Она, как правило, потерпевшего не удовлетворяет, но не факт, что человек получит и эти деньги. Страховая фирма может взять паузу в 14 дней, и если сумма покажется ей чрезмерной, может отправить назойливого клиента к другому мотивированному оценщику. Правда, Госдума собирается принять поправку к закону об ОСАГО, по которой страховщики, просрочившие 15-дневный срок выплат, могут быть оштрафованы в пользу автовладельцев. Размер пени может составить 20 рублей. Но не факт, что народные избранники утвердят эту поправку.

Материалы подготовил Сергей Тачаев

Ударная квалификация 14 претендентов на пассажирские перевозки закупили свыше тысячи автобусов.  »
Юридические статьи »
Читайте также