Большие проблемы малого бизнеса

Не секрет, что во всех цивилизованных странах экономика держится на среднем классе, а тот, в свою очередь - на малом и среднем бизнесе. От его "самочувствия" и зависит процветание всего государства. К сожалению, у нас пока доходы от малого бизнеса - капля в море. И вовсе не потому, что наши бизнесмены не так предприимчивы, как на Западе, Виной всему несовершенство законодательной базы и бесконечные экономические катаклизмы. Кто сегодня может оказать реальную поддержку предпринимателю? Как помочь малому бизнесу решить его большие, подчас непосильные проблемы? Эти вопросы обсуждали за круглым столом в "МК" в Питере" представители власти и бизнеса.

"Скорая помощь" предпринимателям Наталия Смирнова, руководитель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка:

- В 2002 году в Ленобласти был создан комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка. Впервые принята трехлетняя региональная целевая программа "Развитие и поддержка малого предпринимательства Ленинградской области на 2003 - 2005 годы". В ее рамках практически заново создан областной Фонд поддержки предпринимательства. Он вошел в сеть субконтрактинговых центров России, и 34 предприятия Ленобласти уже воспользовались его услугами. Кроме того, через Фонд идет финансирование из средств областного бюджета мероприятий, предусмотренных целевой программой поддержки малого предпринимательства (более 20 мероприятий профинансировано).

Мы создали Ленинградское областное ГУ "Юридическое бюро", которое оказывает бесплатные консультации субъектам малого предпринимательства области. Его деятельность финансируется из средств областного бюджета. Раз в месяц вместе со специалистами коллегии адвокатов, налоговой инспекции, арбитражного суда Ленюрбюро проводит бесплатные семинары в здании правительства области.

Еще у нас есть институт коммерческого консалтинга - Ленинградское областное агентство поддержки малого и среднего бизнеса. В частности, оно исследует вопросы избыточного государственного администрирования, которые мешают развиваться предпринимательству в нашем регионе.

В 17 муниципальных образованиях области (всего их 29) созданы местные организации поддержки предпринимательства. Это, как правило, фонды, бизнес-инкубаторы.

Сергей Федоров, председатель общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга:

- Вынужден признать, что Ленобласть в вопросах поддержки МСБ занимает лидирующие позиции. Но сегодня впервые в правительстве Петербурга этой теме было уделено достойное внимание. Связано это как мне кажется с изменением структуры правительства и приходом к власти действующего губернатора. На форуме малого бизнеса тогда еще кандидат в губернаторы Валентина Матвиенко пообещала нам создать при губернаторе общественный совет поддержки малого предпринимательства. И он действительно был создан. На первом же совещании совета губернатор поставила задачу определить, что нам мешает работать. И сейчас мы, во-первых, разрабатываем закон о поддержке малого предпринимательства в Петербурге (пока приходится пользоваться федеральным законом, который во многом не соответствует специфике города), во-вторых, работаем над программой поддержки малого предпринимательства. Буквально на днях мы рассмотрели концепцию развития малого бизнеса в городе и надеемся, что она будет утверждена правительством, что даст возможность провести тендер.

Общественный совет, используя формальные и неформальные связи, работает с депутатами Законодательного собрания и добивается принятия закона о едином налоге на вмененный доход, внесенный на рассмотрение ЗакСа губернатором Санкт-Петербурга. Надо сказать, что депутаты Законодательного собрания идут навстречу общественному совету. Закон принят во втором чтении, и мы надеемся, что 26 мая депутаты примут его в целом.

Но главное - со стороны нынешней власти и особенно комитета экономики, промышленной политики и торговли чувствуется совершенно иной подход к проблемам малого бизнеса, чем был раньше, и это обнадеживает.

Сергей Зимин, заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли:

- Та система государственной поддержки малого предпринимательства, которая работала до сих пор в Петербурге, себя не зарекомендовала. Формально город вкладывал бюджетные средства в развитие бизнеса, а фактически малый бизнес наблюдал, как эти средства уходят на развитие нескольких "подсобных хозяйств".

Сейчас комитет готовит концепцию и программу поддержки и развития малого бизнеса. Первый документ определит новую политику правительства в этом секторе рынка, программа должна стать руководством к конкретным действиям. По мнению комитета, необходимо построить систему адресной поддержки отдельных отраслей и видов бизнеса. Не выдавать деньги в руки, а дать возможность подняться, к примеру, молодым производствам. Отдельным разделом мы предусматриваем систему преодоления административных барьеров. Рассматривается, например, такой вариант: вновь созданные производства на несколько лет освобождаются от бдительного контроля санитарных, пожарных и других служб. С советом по малому бизнесу при губернаторе уже на июньском заседании мы планируем поднять проблему решения административных преград. Сигналов и жалоб накопилось у нас достаточно в адрес и ГЭСН, и энергетиков, и коммунальных служб. Надо довести эти вопросы до решения, чтобы бизнес поверил, что закон и городское правительство на его стороне.

Елена Шкода, директор Ленинградского областного агентства по развитию малого и среднего бизнеса:

- Чтобы развиваться, малому бизнесу нужно научиться о себе говорить, строить диалог со СМИ. В прошлом году у нас был проект поддержки СМИ, освещающих проблемы малого бизнеса. Победители конкурса получили средства для улучшения материально-технической базы. Был конкурс и на лучшую публикацию, фотоработу, теле- и радиопередачу о малом бизнесе, на что тоже выделялись деньги. Вначале мы проводим для них семинары, встречи с предпринимателями. Подобные проекты помогают журналистам освоить новую для них тематику. Ведь она требует не дилетантского подхода, а особых знаний.

Дмитрий Желтяков, вице-президент Аудиторской палаты Санкт-Петербурга:

- Наши услуги непосредственно связаны с оказанием профессиональной помощи предпринимателям. Мы как медики для бизнеса - и крупного, и малого. Аудиторская палата Санкт-Петербурга объединяет не только крупные, но и маленькие и средние аудиторские компании. Мы непосредственно знаем МСВ, их проблемы - внутренние и внешние, связанные со взаимоотношениями с административными органами. Одной из целей Аудиторской палаты является поиск людей, которым небезразлично развитие предпринимательства. Мы принимаем участие в экспертизе различных законодательных документов как на уровне Федерации, так и города.

Банковский "карман"

Наталия Смирнова:

- Известно, что представители малого бизнеса - наиболее рисковая категория заемщиков, и банки нельзя упрекать в том, что они не любят предоставлять им кредиты. Пока государство не возьмет на себя часть рисков, этот сектор будет банкам мало интересен. Ленобласть изучила опыт государственной корпорации "Финвера" в Финляндии, а также подобных систем Австрии и Франции. И в августе прошлого года впервые в России было создано ОАО "Агентство по кредитному обеспечению". Оно предоставляет поручительства по кредитам, которые берут в коммерческих банках представители малого бизнеса (в том случае, если у них отсутствует стопроцентное залоговое обеспечение). Это организация со стопроцентным бюджетным областным капиталом. Для начала деятельности организации из областного бюджета было выделено более 15 миллионов рублей, в 2004 планируется более 19 и 21 - в следующем. Агентство берет на себя часть рисков предпринимателей перед банком от лица правительства Ленобласти. На этом примере мы реализовали успешно работающую во всем мире схему поддержки субъектов малого предпринимательства и облегчили вопрос их доступа к банковским ресурсам. Сегодня более 120 проектов поступило в наш комитет, из них 34 получили одобрение, и теперь агентство работает с банками по вопросам предоставления кредитов. Два банка и четыре лизинговых компании уже подписали договор, еще 16 договоров в стадии подписания.

Сергей Федоров:

- Губернатор обещала, что если мы подготовим программу взаимодействия с банками, в следующем году бюджет предоставит определенные ресурсы для обеспечения по кредитам. Перед нами поставлена задача - показать чистую зарплату не ниже прожиточного минимума.

Должен измениться подход в направлении развития банковского сектора. Крупные банки - для среднего бизнеса, малые - для малого. Тогда все встанет на свои места.

Андрей Мишин, начальник отдела санкт-петербургского филиала "Москомприватбанка":

- Программа по кредитованию малого бизнеса работает в нашем банке с апреля прошлого года. Кредиты предоставляются всем видам малого бизнеса (сфера услуг, производство и торговля) в суммах от одной тысячи до 50 тысяч долларов сроком до 18 месяцев.

Кредиты погашаются ежемесячно равными долями. Средняя ставка -1,5 - 2 процента в месяц. В своей работе мы руководствуемся всего одним принципом: кредит должен быть привлекателен с точки зрения процедуры его получения, а также величины процентных ставок. Решение о выдаче кредита принимается в короткие сроки - в течение 3 - 5 дней, для чего требуется минимальный пакет документов, причем наличие бизнес-плана необязательно.

За год работы мы выдали порядка 350 кредитов на сумму 4 миллиона долларов. Среднее количество выдаваемых кредитов в месяц составляет 40 - 50.

Преимущество нашего банка в том, что нами разработана специальная методика анализа и рассмотрения заявок предпринимателей. Некоторые банки считают малый бизнес наиболее рискованной группой заемщиков. Опыт нашей работы показывает обратное. По статистике, проблемных кредитов по малому предпринимательству меньше одного процента - это достаточно высокий показатель. Это связано с тем, что при рассмотрений кредитных заявок мы в первую очередь делаем акцент на возможности клиента погашать свои обязательства перед банком, и только во вторую - на залоге. При анализе заемщика наши специалисты смотрят реальную картину бизнеса и изучают его изнутри.

При выдаче микрокредитов существует достаточно гибкий подход к обеспечению кредита, где помимо обычных вариантов залога (недвижимость, производственное, торговое оборудование и автотранспорт) рассматривается личное имущество заемщика (бытовая техника, телевидеоаппаратура), имущество третьих лиц.

Для случаев, когда у предпринимателей действительно возникают проблемы с залогом, нами разработана программа покупки оборудования и товаров в кредит, которая предусматривает принята" в качестве обеспечения приобретаемого имущества.

Кроме того, в течение месяца начнет работу программа экспресс-кредитования, предусматривающая выдачу кредитов в суммах до 150 тысяч рублей практически без обеспечения.

За год работы нашим банком было открыто три точки продаж по микрокредитованию, работающих в пределах города. В течение двух ближайших недель будет открыт филиал нашего банка в городе Гатчине.

"Москомприватбанк" является дочерним предприятием крупнейшего украинского банка "Приватбанк", который уже 6 лет активно работает по данному направлению в сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития. Кредитный портфель "Приватбанка" по кредитованию малого бизнеса составляет сейчас 80 миллионов долларов. В России эта работа активно началась год назад. В течение этого времени "Москомприватбанком" создано уже 15 филиалов.

В заключение хочу сказать, что руководство МКБ "Москомприватбанк" считает сектор кредитования малого бизнеса одним из самых перспективных на сегодняшний день. В работу по развитию программы микрокредитования вкладывается и будет вкладываться максимум сил и затрат.

Ирина Соловьева, Заместитель Директора Управления кредитования Северо-Западного банка Сбербанка РФ:

- В 2004 году Сбербанк радикально переработал существующую технологию выдачи кредитов представителям малого бизнеса, сделав кредитование для субъектов малого предпринимательства более доступным и оперативным. Смягчены требования, предъявляемые к самим клиентам, видам и характеристикам обеспечения, оценке и страхованию. Срок рассмотрения кредитной заявки с момента предоставления в банк полного пакета документов не более 8 дней.

Учитывая острую проблему отсутствия ликвидного обеспечения у субъектов малого предпринимательства, Северо-Западный банк СБ РФ может рассмотреть возможность предоставления кредита при недостаточном имущественном обеспечении. Однако стоимость недостаточно обеспеченных кредитов будет несколько выше, чем обеспеченных, таким образом компенсируя повышенный риск для банка.

Процентные ставки, применяемые банком при кредитовании малого бизнеса, формируются, прежде всего, с учетом риска, который Северо-Западный банк СБ РФ на себя принимает, а также кредитной истории и масштабов бизнеса клиента.

Северо-Западный банк СБ РФ предоставляет субъектам малого предпринимательства как краткосрочные (до 1 года), так и долгосрочные кредиты (до 3 лет) в случае реализации малым предприятием инвестиционной программы (например, приобретения оборудования). При предоставлении кредитов обязательным условием является установление графика погашения.

Северо-Западный банк СБ РФ не специализируется на кредитовании какого-либо узкого сегмента малого бизнеса, Это обусловлено тем, что, являясь Банком межрегионального масштаба (на территории обслуживания Северо-Западного банка СБ РФ расположены 7 субъектов Российской Федерации), СЗБ СБ РФ работает с малыми предприятиями всех регионов, которые, естественно, значительно отличаются друг от друга. И для каждого из клиентов Банк может предложить индивидуальный подход в зависимости от конкретной ситуации.

Кредитование субъектов малого предпринимательства всегда являлось приоритетным направлением деятельности как Сбербанка России в целом, так и Северо-Западного банка Сбербанка России в частности. Подтверждением этому является многократный (почти в 14 раз) рост остатка срочной ссудной задолженности по кредитам, предоставленным малому бизнесу Северо-Западным банком СБ РФ (с 448,6 миллиона рублей до 6166,0 миллиона рублей) за последние 3 года. По состоянию на 1 апреля 2004 Северо-Западным банком СБ РФ заключено свыше 1930 кредитных договоров с предприятиями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями.

В результате взвешенного подхода к оценке рисков на стадии рассмотрения кредитной заявки и в период действия кредитного договора практически все риски по кредитам, предоставляемым малому бизнесу, удается свести к минимуму.

Дмитрий Желтяков:

- Центробанк должен создать условия, которые заинтересовали бы коммерческие банки поддерживать и кредитовать малый бизнес.

Галина Шалаева, заместитель начальника Главного управления Банка России по Ленинградской области:

- В соответствии с действующим законодательством Банк России не осуществляет прямое кредитование предприятий и организаций реального сектора экономики. Инструменты денежно-кредитной политики, например кредиты рефинансирования, используются им для поддержания ликвидности банков. Что касается условий кредитования экономики, в том числе малого бизнеса, хочу обратить внимание на то, что 7 мая в "Вестнике банка России" было опубликовано новое положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери ло ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности", которое вступит в силу, 1 августа текущего года. Оно упрощает существующий порядок, унифицируя процедуры оценки кредитного риска, в частности - при выдаче кредитов малому бизнесу.

Отмечая огромную работу правительства Ленинградской области по поддержке малого бизнеса, надеюсь, что Агентству кредитного обеспечения удастся преодолеть инертность отдельных кредитных организаций.

Наталия Смирнова:

- Хочу поблагодарить руководство главного управления ЦБ за содействие в продвижении наших инициатив!

Товар - лицом

Виталий Смородин, директор выставочного объединения "СИВЕЛ":

- Мы начинали работать 10 лет назад на "Ленэкспо". Изучали всю политику поддержки развития предприятий и сельского хозяйства через призму выставочной деятельности. После кризиса 1998 года нам удалось взять в аренду здание (полторы тысячи метров выставочной площади), и мы решили заняться развитием МСБ. Надо сказать, что тогда правительства города и области нас поддержали. Наиболее активно действовала область. В прошлом году двадцать районов представили свою продукцию, выставки шли восемь недель. Город меньше участвует, хотя мы трижды выигрывали городской конкурс по малому и среднему бизнесу.

"Сивел" - выставочное объединение, у нас две структуры зарегистрированы в Ленобласти и три в городе. Причем одна из них представляет продукцию МСБ Петербурга и Ленобласти в Москве: там работает пять выставок от 300 до 800 метров. Мы сотрудничаем с Финляндией, Италией, Германией по линии МСБ. Там банки ориентированы на поддержку МСБ под маленькие проценты. А попробуй прийти к нам? Никто даже разговаривать не будет без залога.

Когда лет восемь назад нас просили организовать выставки в Петербурге итальянцы, финны, китайцы, оказалось, что на них представлен малый бизнес, В Неаполе количество выставок превышает в десяток раз количество в Ленобласти и Петербурге. Потому что у них МСБ поддерживают административные структуры. У нас же частное предпринимательство такой поддержки не получает.

Палки в бизнес-колеса

Дмитрий Желтяков;

- Я считаю, что нашим законодателям нужно больше прислушиваться к общественным объединениям предпринимателей, потому что там работают талантливые и социально активные люди, заинтересованные в развитии не только своего предприятия, но и бизнес-среды. Государственная задача - развитие и становление предпринимательства. Здесь не должно быть крайностей: нельзя отдавать все на откуп регионам и в то же время жестко регламентировать все на федеральном уровне. Законодательство меняется каждые два года, нет стабильности, а отсюда нет и доверия предпринимателей к власти. Сначала бизнес нужно вырастить, а потом уже повышать налоги и усиливать административное давление. Если мы будем тормозить развитие малого бизнеса, у нас никогда не сформируется гражданское общество. А одни только лозунги "удвоим-утроим" ни к чему не приведут. Дети рождаются девятимесячными, за три месяца не получается!

Наталия Смирнова:

- Конечно, нужно создавать условия, чтобы малый бизнес легализовывался. Но если на федеральном уровне не будет группы чиновников, отвечающих за вопросы содействия малому предпринимательству, мы эти условия в такой огромной стране

не создадим. Приведу пример: нормы экологического законодательства совершенно не адаптированы к условиям МСБ. Сегодня и крупнейшее предприятие, и маленькая парикмахерская обязаны разработать проект по образованию и утилизации отходов. Стоимость этого документа 30 - 50 тысяч, а его отсутствие ведет к огромным штрафам. Вмиг можно разорить крошечное предприятие в сфере обслуживания! Это абсурд - разрабатывать такой дорогой документ, чтобы потом заплатить копейки в соответствии с законом! Есть норма, которая позволяет в субъектах Федерации принять для непроизводственных бизнесов упрощенный порядок разработки этих проектов, Но никто не собирается этим заниматься! И это только одна из нестыковок. Профессионалы должны отслеживать законодательные инициативы и помогать депутатам грамотно готовить программы, лоббируя интересы МСБ. И на федеральном уровне не грех воспользоваться нашими наработками, особенно в плане финансовой поддержки предпринимательства.

Сейчас Российскому банку развития предложено предоставить гарантию в размере 3 миллиардов рублей, для того чтобы он выпустил облигации, произвел внутренний заем. И после этого полученные средства они будут давать под стопроцентную гарантию бюджетов субъектов РФ, да еще на 50 процентов мы будем субсидировать процентную ставку из своих бюджетов. При этой системе предприниматель как не имел доступа к ресурсам, так и не будет иметь. Это просто насмешка над темой развития предпринимательства! Похоже, на федеральном уровне нет никого, кто бы понимал, что делает весь мир в вопросах разделения рисков с банками и предпринимателями.

Ирина Соловьева:

- Со стороны органов государственной власти, в том числе субъектов РФ, по нашему мнению, необходима реализация более активной политики по поддержке малого предпринимательства с приведением конкретных мероприятии (например, субсидирование процентной ставки, предоставление гарантий банкам в качестве обеспечения по кредитам, выданным малому бизнесу), а также мероприятий, направленных на улучшение условий деятельности субъектов малого предпринимательства и повышение ее прозрачности.

Сергей Федоров:

- Я даже просил изменить название "малый бизнес": ассоциативное мышление подсказывает малый бизнес - маленькие проблемы. На самом же деле сейчас мы решаем важнейшую государственную задачу создания среднего класса - основы цивилизованного общества.

Количество малых предприятий на 1000 человек в странах ОЭСР составляет 50 - 70 предприятий со среднегодовыми темпами роста 3,4%. Для сравнения: в Российской Федерации на 1000 жителей - 5,6 предприятия. Малый бизнес, имея меньшие издержки, создает на одного занятого около 40 000 долларов в год, что в 2 раза превышает показатели крупных компаний.

Удельный вес малых предприятий Санкт-Петербурга составляет 12,5% от общего числа малых предприятий, действующих в России. За период с 1992 по 2003 годы число малых предприятий в Санкт-Петербурге увеличилось с 9,4 тысячи до 160 тысяч. Более 70% предприятий торговли, общественного питания, туристической индустрии - это субъекты малого предпринимательства. Полностью в секторе малого бизнеса находится бытовое обслуживание, значительная часть предприятий легкой промышленности. В 2003 году объем выпуска товаров и услуг предприятиями малого бизнеса составил 108 597 миллионов рублей, что почти в 10 раз превышает соответствующий показатель 1997 года. Доля малых предприятий в объеме ВРП Санкт-Петербурга оценивается в 24%. Доля в налоговых поступлениях - 23 - 27% (в Москве до 40%).

По статистике, 80% предпринимателей считают, что малому бизнесу необходима государственная поддержка, 60% уверены, что ни федеральные, ни региональные, ни муниципальные органы власти не заинтересованы в развитии этого сектора экономики, 54% считают эффективность господдержки низкой или равной нулю. При этом многие предприниматели уверены, что главная задача государства состоит в том, чтобы не вмешиваться в дела бизнеса, не мешать развиваться, принимая непродуманные решения. Несмотря на достигнутые экономические показатели, за последние два года, по мнению предпринимателей, хозяйственный климат в Санкт-Петербурге либо ухудшился, либо остался без изменений. Так считают соответственно 31% и 27% опрошенных предпринимателей. Лишь 34% предпринимателей отмечают улучшение хозяйственного климата, связывая это с изменением налоговых режимов, введенных на федеральном уровне. Взаимодействие субъектов малого предпринимательства с администрацией города и контролирующими органами негативно оценивают более чем 40% предпринимателей.

В Санкт-Петербурге за 2002 - 2003 годы на развитие финансово-кредитной поддержки направлено из бюджета 69,8 миллиона рублей, а на реальное кредитование малых предприятий, то есть создание гарантийного фонда, всего 5 миллионов рублей.

Марина Полубарьева

Малый бизнес получит новые правила игры Разработчики законопроекта берут пример с Москвы  »
Юридические статьи »
Читайте также