Касьянов поторопил налоговую реформу

В четверг состоялось долгожданное заседание Правительства, посвященное налоговой реформе. Сразу скажем, что точка в разговорах о том, какие налоги и как именно будут снижаться в ближайшее время, поставлена не была. Ясно одно: несмотря на старания Министерства финансов отсрочить снижение налогового бремени на два-три года, похоже, что налоговые преобразования будут идти более активно и в сжатые сроки.

Открывая очередное заседание Правительства, Михаил Касьянов высказался за отказ от формирования федерального бюджета, ориентированного на долговые выплаты в пользу дальнейшего снижения налогового бремени. По некоторым расчетам, изъятие из бюджета в виде профицита для долговых выплат 1 процента ВВП соответствует возможности снизить НДС на 3 процента. "Установкой для Правительства должно стать принятие в короткие сроки необходимых решений, стимулирующих налоговую реформу и включающих снижение налогового бремени", - сказал глава Правительства. "Налоговая реформа должна стать эффективным механизмом воздействия на экономику, эффект от которой может появиться в ближайшем будущем", - подчеркнул он.

Уже 27 февраля кабинет министров вновь рассмотрит проект налоговой реформы. К этому числу Минфину поручено подготовить законопроект, предусматривающий снижение ЕСН и другие предложения по сокращению налогового бремени. Также в очередной раз было подтверждено намерение отказаться от контроля за крупными расходами граждан.

Пока Правительство обсуждало дальнейшие пути развития налоговой реформы, в Министерстве по налогам и сборам анализировали, какие результаты дали уже принятые решения. Напомним, что с нового года начала работать новая глава Налогового кодекса, касающаяся упрощенной системы налогообложения. Она предназначена для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, чей годовой доход составляет менее 15 миллионов рублей.

Пока на эту систему перешло около 200 тысяч организаций (13 процентов от всех, реально действующих) и более 300 тысяч индивидуальных предпринимателей. Это достаточно скромные цифры, так как ожидалось, что эта система окажется полезной почти всем налогоплательщикам. В чем причина подобного отношения к "упрощенке", остается неясным. Дело то ли в недостаточной информированности предпринимателей, то ли в неудобстве самой системы.

Тем не менее по сравнению с прошлым годом число организаций, желающих работать по "упрощенке", возросло в целом по России в 2,8 раза, а индивидуальных предпринимателей - в 3,2 раза.

Поступления в бюджет от применения упрощенной системы налогообложения в 2003 году запланированы в размере 4,9 миллиарда рублей, что почти в 1,5 раза меньше, чем в прошлом году. По словам начальника управления налогообложения малого бизнеса Анатолия Мельниченко, это связано с резким снижением налоговой нагрузки.

Вместе с тем отметим, что сомнения в том, насколько удачной оказалась новая упрощенная система налогообложения, остаются, и возможно, она в дальнейшем поменяется. Президент дал поручения Минфину, Минэкономразвития и МНС подготовить к 1 сентября доклад, в котором будет проанализировано изменение положения малого бизнеса в связи с принятием новых законов, который может стать основой для принятия новых решений. Хорошо ли живется малому бизнесу

Всемирный банк и Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) обнародовали результаты исследования, посвященного анализу административных барьеров на пути развития малого бизнеса в России. Основной вывод, сделанный экспертами ВБ и ЦЭФИРа, заключается в том, что после принятия положений о лицензировании и проверках административная нагрузка резко снизилась, хотя и остается достаточно высокой.

Напомним, что по новому закону, который вступил в силу в августе 2001 года, плановые инспекции могут проводиться одной и той же организацией не чаще одного раз в два года. Раньше одно и то же предприятие могло подвергаться неоднократным проверкам со стороны санитарных инспекций или пожарных, что существенно затрудняло их работу.

По данным опроса предпринимателей, проведенного ЦЭФИРом, с введением нового закона число проверок сократилось. В среднем количество инспекций снизилось на 26 процентов. Хотя злоупотребления со стороны инспектирующих органов по-прежнему часты: 6,4 процента предприятий стали жертвой прямого нарушения закона со стороны органов противопожарной безопасности и 5,2 процента - со стороны органов Санэпидемнадзора. Предприятия также жалуются на незапланированные проверки пожарных и СЭС. Особенно часты внеплановые проверки со стороны органов внутренних дел, почти половина инспекций которых является незапланированными. Руководители 12 процентов предприятий заявили, что инспекции являются для них серьезной проблемой и угрожают самому существованию предприятия. Вместе с тем аналитики отмечают, что за последнее время положение с проверками значительно изменилось в лучшую сторону.

Улучшения в области лицензирования, по мнению экспертов ЦЭФИРа и Всемирного банка, тоже достаточно ощутимы. Связано это с тем, что в феврале прошлого года был введен новый закон о лицензировании, сокративший список лицензируемых видов деятельности. Он также предусматривает снижение лицензионного сбора до 1300 рублей и продление срока действия этого документа. Процесс получения лицензии стал проще, а ее средняя стоимость снизилась с десяти с половиной тысяч до восьми тысяч рублей. При этом средний срок действия лицензии увеличился, по данным ЦЭФИРа, с 29,5 до 32,5 месяца.

Что касается перерегистрации, то по оценке ВБ она не была связана с какими-либо значительными издержками. 13 процентов предприятий оформили документы по почте. Средняя продолжительность срока, необходимого для выдачи регистрационного свидетельства, составила 10 дней.

Положительно оценивает Всемирный банк и новую упрощенную систему налогообложения. Предприятия, воспользовавшиеся упрощенкой, высказывают меньше претензий в отношении уровня налогов и требований к документации, отмечают представители ВБ. Использование этого порядка сокращает число уплачиваемых налогов с 9 до 7. Смущает, однако, что при этих выгодах только 27 процентов предприятий, имеющих на то право, прибегли к упрощенной системе. Предпринимателей беспокоят налоги и бюрократы

Экономическое положение в стране может быть благоприятным только при развитом малом и среднем бизнесе. Однако, считает член Комитета Госдумы по собственности Иван Грачев, власть только на словах демонстрирует лояльность к малому бизнесу: налоговая нагрузка - основной рыночный индикатор - только усилилась.

Сейчас дело обстоит так, что плательщикам единого налога на вмененный доход (ЕНВД) приходится уплачивать и ЕСН, хотя ЕНВД для того и создан, чтобы заменять все платежи предпринимателей. В настоящее время предпринимателям самим приходится вести пенсионный учет, что создало им массу проблем. Учетная нагрузка увеличилась примерно в 5 раз: к бухгалтерскому и налоговому учету добавился еще и пенсионный", - сообщил И.Грачев.

Закон, призванный защищать права предпринимателей при проверках госорганов, бесполезен, потому что не распространяется на милицию и не содержит санкций за правонарушения, утверждает депутат.

Закон "О государственной регистрации юридических лиц" должен был отсеять недобросовестных налогоплательщиков. Пока перерегистрацию прошла только половина из стоящих на учете в налоговых органах предприятий. Грачев считает, что не стоит делать поспешных заключений о фирмах, не подавших о себе сведений в Министерство РФ по налогам и сборам. "Многие из этих предприятий, судьба которых остается неизвестной, не являются "мертвыми душами", хотя и таких тоже хватает, они просто не успели пройти регистрацию. Но виноваты в этом не сами предприниматели, а неудачный Закон "О государственной регистрации юридических лиц", согласно которому перерегистрация в налоговых органах осуществлялась по системе "одного окна". Окно было таким узким, что через него в принципе нельзя было пропустить всех юридических лиц, стоящих на учете в налоговых органах", - заявил И. Грачев. По его словам, этот закон, учитывающий не интересы предпринимателей, а интересы чиновников, стал причиной большого количества взяток.

В четверг на заседании Правительства рассматривалось предложение Минэкономразвития об освобождении малых предприятий от проверок в течение первых трех лет с момента регистрации. По мнению Грачева, оно направлено на поддержание мифа о защите предпринимателей.

Он расценил предложение Минэкономразвития как следствие недовольства предпринимателей всеми проведенными "революциями" как в налоговой, так и в административной системе. "Сейчас Минэкономразвития пытается сгладить это недовольство, предлагая, например, не производить проверку новоиспеченных малых предприятий в течение первых трех лет. Предпринимателям нужны регламентированные отношения с властью в целом, чтобы проверки проходили не спонтанно, а ограниченное количество раз в году - один или два, а проведение сверхплановой проверки осуществлялось бы с разрешения прокуратуры. Кроме того, чиновник должен нести материальную ответственность перед предпринимателем, которому он своими действиями нанес ущерб", - заявил И. Грачев.

Подготовила Ирина Колодина

До последнего барьера  »
Юридические статьи »
Читайте также