Общественное мнение набрало вес за 4 года

"Деловой Петербург" еще 4 года назад предсказал, что в скором времени перед застройщиками и девелоперами в "полный рост" встанет проблема согласования своих проектов с общественностью.

Первые годы "рыночной экономики" позволяли развиваться строительному комплексу относительно спокойно -- без протестов со стороны общественности. Девелоперы застраивали обширные пустующие территории, не подходя близко к жилью. Первые недовольные голоса стали раздаваться лишь в конце 90-х годов, когда стройки стали подбираться близко к домам.

Первая ласточка

Под критику жильцов попал проект, который реализовывало ООО "Корпорация С". В доме 12 по Итальянской ул. компания приступила к строительству 24-квартирного элитного жилого дома на месте старого производственного корпуса. Жильцы соседнего здания, образовав неформальный домовой комитет, начали писать протестующие письма в городские комитеты, СМИ и другие инстанции.

"Жильцам эта стройка не нужна, там нет места для строительства. Раньше в скверике всегда сидела молодежь, люди любили это место. А теперь там построят 7-этажный частный дом, который нам все заслонит, зеленый сквер превратится в придомовую территорию -- со временем людей туда пускать перестанут. Землю под застройку отдают в центре города! Коренное население центральных районов выселяется на окраины, а центр занимают богатые. Надо принять закон по защите интересов жителей центральных районов. Из нас же делают людей третьего сорта!" -- примерно такие аргументы звучали тогда со стороны недовольных жильцов.

Эти случаи лишь были "первым звонком" инвесторам.

Паника

Администрация Петербурга в сентябре (Распоряжение губернатора Петербурга 994-р от 14.09.2000) обязала инвесторов, приступающих к реализации проектов на территории города, выносить их на общественные обсуждения. Документ привел местное законодательство в соответствие с федеральным, которое предусматривает участие населения в принятии градостроительных решений.

Этот документ вызвал у инвесторов панику. Руководители ряда крупных компаний выступили с протестом. Никаких конкретных предложений от них не последовало, однако было ясно, что строители напуганы. Первые общественные обсуждения напоминали политические митинги начала 90-х годов. Среди предложений, которые поступали от жильцов, были, например, такие: арестовать присутствовавшего на обсуждении председателя Комитета по строительству и инициаторов проекта...

Однако затем они стали формальной процедурой. Тем не менее число жителей, недовольных стройками, росло, и постепенно атмосфера накалилась настолько, что некоторые проекты власти просто вынуждены были останавливать. Так произошло с другим проектом "Корпорации С" на Каменноостровском, 28-32 (права на застройку участка позднее перешли к компании "Петербургстрой SKANSKA"). (М.З.)

Чужие правила

Меж молотом и наковальней

Вопросы участия населения в градостроительных решениях законодательно предусмотрены во многих странах. Принципиальным моментом является обязанность инвестора проинформировать население о целях и сути проекта, подготовить общественное мнение.

Согласование проектов с населением имеет ряд аспектов. Оно должно учитывать интересы трех сторон: инвестора, желающего построить объект в том или ином месте, жителей, желающих, чтобы среда их обитания не ухудшилась, а стоимость недвижимости в результате градостроительного преобразования не снизилась, и, наконец, властей.

Власть находится в достаточно сложном положении: с одной стороны, она заинтересована в привлечении инвестиций и развитии городской инфраструктуры, с другой -- при появлении конфликтных ситуаций жители города могут их ей припомнить, когда наступят очередные выборы.

Заместитель председателя КУГИ Алексей Чичканов: "Дольщиков.может защитить только добровольное страхование"  »
Юридические статьи »
Читайте также