Альтернативная форма

Судя по тому нездоровому ажиотажу вокруг реформы ЖКХ, который сложился сегодня, скоро пой самой реформой мамы будут пугать маленьких детей. Однако при определенных шагах реформа ЖКХ вполне способна "повернуться лицом к людям". Может даже получиться так, что тарифы как на обслуживание жилого фонда, так и на коммунальные услуги не только не увеличатся, но и пойдут вниз...

У многих, кто более-менее разбирается в реформе ЖКХ, блок законопроектов, принятых на заседании правительства Петербурга, вызвал целый ряд вопросов. Давайте подумаем: основная цель политики, которую проводит Смольный - это постепенное доведение оплаты жилищно-коммунальных услуг до 100 процентов. Наверное, никто не будет возражать, что если бы эти услуги были нормального качества, то каждый из нас, без преувеличения, с радостью заплатил бы эти 100 процентов. Сегодня же администрация Петербурга хочет заставить нас заплатить почти 100 процентов за то, что есть сегодня, то есть за услуги крайне низкого качества, да и то поставляемые не в полном объеме.

Однако это еще не все. Те же пресловутые 100 процентов - величина относительная. Реально ее можно установить только на конкурентном рынке, когда за право обслуживать ЖКХ борются сразу несколько частных компаний. Сегодня же, когда на рынке царят монополии, 100 процентов - это не реальная стоимость услуг, а цена, определяемая монополистом в зависимости от собственных аппетитов. А аппетиты эти, как знает каждый петербуржец по своим листкам с квартплатой, постоянно растут. Люди, не понимающие, почему они должны отдавать свои кровно заработанные деньги незнамо за что, просто отказываются платить, в результате "крайними" становятся рядовые коммунальщики, у которых вечно ни на что не хватает средств.

Сегодня в России в целом и в Петербурге в частности складывается довольно абсурдная ситуация: чиновники, несмотря на явный протест рядовых граждан, проталкивают реформу, которая должна облегчить народу жизнь. По меньшей мере странно, почему правительство не хочет предпринять шаг навстречу людям, сделать так, чтобы они сами стали двигателями реформы. Тем более, что уже давно существуют проекты "реформы ЖКХ с человеческим лицом". Один из них - это временное снижение тарифов для частных компаний, которые придут на рынок обслуживания инженерной инфраструктуры домов. Ущерб для бюджета? Вовсе нет. Налоговые освобождения и пониженные платежи - это не льготы, а стимулы экономического развития, которые впоследствии приведут к увеличению доходов бюджета. Хотя бы потому, что работники новых предприятий будут платить подоходный налог. Кроме того, не стоит забывать, что "адресный" контроль со стороны жилищных кооперативов за деятельностью коммунальных служб приведет к значительному снижению издержек последних, что, в свою очередь, принесет бюджету солидную экономию.

Вообще, налоговые освобождения малому и среднему бизнесу, работающему исключительно в ЖКХ, - это такая альтернатива 100-процентной оплате, которая ведет одновременно к росту эффективности коммунального комплекса и к замедлению роста тарифов. Освобожденные от налогов частные фирмы будут заинтересованы в том, чтобы предложить жителям взять на обслуживание квартиру, подъезд, провести текущий и капитальный ремонт. За ту же плату, которую сегодня взимают монополисты, они сделают все гораздо лучше, быстрее и обойдутся при этом без всяких дотаций. Если таких фирм будет много, то цена коммунальных услуг может даже пойти на снижение.

Кроме того, реформа ЖКХ немыслима без реформы водоканалов и теплосетей. Для того чтобы постоянно улучшалось качество их работы, необходимо, чтобы ими управляли эффективные компании. Если будет открытое соревнование, то победит за право управления та компания, которая предоставит самые низкие тарифы для населения, а также наименее затратную для жителей программу ремонта соответствующей инженерной инфраструктуры. Для того же, чтобы выяснить, как выполняются условия договора, необходимо регулярно, скажем, два раза в год, устраивать проверки управляющей компании независимыми аудиторами, и в случае обнаружения нарушений или злоупотреблений обязательно публиковать результаты проверки в печати. А вот приватизировать коммунальные сети, что подразумевает финальная стадия нынешней версии реформы ЖКХ, просто смерти подобно. Ведь их, как несложно догадаться, скупят те же монополисты, и о таких словах, как "альтернатива" и "конкуренция" в сфере ЖКХ, можно будет забыть навсегда.

Квартирный лохотрон не боится закона  »
Юридические статьи »
Читайте также